Женя Марцынович
О пленочной фотографии 2024 и творческом подходе к съемкам частного сектора.
Женя Марцынович – преподаватель фотографии. А еще фотограф, снимающий на пленку частные съемки. Ведет авторский канал о фотографии и искусстве «Залезай в робота, синдзи».

В её преподавательском резюме Школа Родченко, Photoplay, Hack!Art, Перспектива, Skillbox и фотошкола 1826.

Участие в проектах, коллаборации и публикации:

ГУМ «Секция», «Численничек» (2023), Iconic Artist Magazine, BEYONDall, Mordant Magazine, London Runaway, A BOOK OF, Sguardo, Vertiqlè Magazine, MALVIE Magazine, Féroce Magazine, Mob Journal, 1723 MAGAZINE, Lucidvox.
"Идут за кадром.
а как он снят и на что – это уже не важно"
Как ты пришла в фотографию?

Я пришла в фотографию в довольно взрослом возрасте, мне было 25. До этого я работала преподавателем английского языка. Мне нравилось, поэтому я и сейчас много внимания уделяю преподаванию. Но чувствовалось, что я не всё обдумала в вопросе «кем же я хочу быть, когда вырасту».

Скорейшему поиску ответа на вопрос способствовали увольнение со всех работ, переезд из Риги домой в Ульяновск, расставание с женихом и абсолютный ноль на карте. В тот момент я как будто обнулила жизнь и перешла на предыдущую стадию сохранения игры.

Каждый день этого кризиса было не просто проживать. Когда предыдущие опоры больше не работают, невольно начинаешь спрашивать себя: «А зачем я вообще живу и встаю по утрам?».

Время шло, становилось только хуже и я решила, что мне надо себя занять хоть чем-то. Я жила у подруги, у неё же хранился Зенит, который подарили мне друзья. Это было отличным предлогом, чтобы звать кого-то встретиться: «Выпьем кофе, поболтаем, я тебя поснимаю»

Так и закрутилось. Денег на цифру не было, плёнка тогда стоила дёшево. Естественно, самую же первую катушку я порвала и так оказалась в лаборатории. Катушку благополучно смотали в даркруме, а меня черт дернул сказать: «А научите работать с химией». А они возьми и согласись, так что уже через пару дней я проявляла цвет в полуавтоматической машинке.

И меня это всё заманило, увлекло! Делать-то было нечего. С тех пор и не разонравилось, а лабу в Ульяновске я до сих пор вспоминаю с теплом, заглядываю в гости и считаю своей альма-матер.

Так что я никогда не хотела стать фотографом. Это вышло случайно и от безделья. Пока не разонравилось.


Знаю ребят, которые начинают с цифры и потом уходят в пленку. У тебя получилось наоборот.

Вообще я, конечно, пробовала снимать на цифру до этого, но мне ужасно не нравилось. Ты видишь хирургически чистое, резкое изображение и понятия не имеешь, как сделать его смотрибельным. С цифрой я переживала «ужас белого листа». Думы: «как потом обработать это в Фотошопе» не мотивировали меня снимать.

А с плёнкой вышло наоборот. Тебе отдают изображение, которое сразу отредачено. Скан, какой бы он ни был (кроме самых крутых барабанных) – есть какая-то обработка. В начале все пользуются потоковыми сканерами типа Noritsu и Fuji, а они занимаются классным улучшайзингом изображения.

Картинка сразу удобоваримая, с пресетом. Я смотрела на свои первые фотографии и думала: «О, прикольно!».

Какую бы фигню ты не снял на пленку, все будет ценно (кадры же ограничены).

Мне казалось, что пленка поддерживает меня и прямо говорит: «Давай ещё! Я заберу всю дурацкую работу для новичка! Думай про саму фотографию, кайфуй от процесса!».

Именно это свойство пленки меня подталкивало продолжать.
А как твои родные отнеслись к тому, что ты ушла от «классической» работы преподавателя в фото?

Мне кажется, окружающим ну не то, чтобы было пофигу, но это было предсказуемо. Я строптивая, сепарированная от всех и живу очень по-своему. Если я скажу, что «беру рюкзак и уезжаю лазать по джунглям на год», это никого не удивит.

И семья, и друзья принимают меня любой и во всем всегда поддерживают. Так было и с фотографией и я считаю, что это очень помогло. Не было ни единого смешка, кручения пальцем у виска. У меня достаточно большая сеть нетворкинга И много кто поддерживал комментами, лайками, писали мне: «А давай ты меня пофоткаешь».

Родители тоже не имели ничего против. Мама только года через 2 сказала: «Это же затянувшееся хобби, я правильно поняла?». Ей это казалось неперспективным делом, потому что она не понимает рынок креативных профессий. С тех пор утекло много воды и больше мама так не считает. Или, по крайней мере, не говорит вслух. Родители у меня в этом плане тактичные и всегда говорили, что у меня своя голова на плечах — могу делать, что хочу.

А ты сейчас в фотографии на full time?

Да, это основное.

Ты снимаешь только на пленку или бывают съемки на цифру?

У меня есть цифра, но я очень редко ей пользуюсь. И коммерческие съемки — это всегда тоже пленка. Важно сделать ремарку: я снимаю частный сектор, с брендами не работаю. Это дает мне возможность устанавливать эти правила игры с пленкой. Если бы я работала с брендами, так бы не получилось и снималось бы на цифру в плейбэк, как у всех спецов.
Расскажи про работу с частным сектором. Есть ли люди, которые приходят к тебе именно как к пленочнику?

Возможно, но я не акцентирую внимание на этом. В шапке профиля, в общем, не пишу «сделаю тебе уникальные кадры на плёнку». Но я много про этого говорила в начале, чтобы как-то отстроиться от конкурентов. Своего почерка не было, а выделяться надо было.

Сейчас я так не делаю, мой взгляд на это изменился. Я воспринимаю пленку просто как инструмент, которым мне удобно работать. Шарм ламповых кадров, засветок, пресетиков "Кодака" испарился. Многие люди узнают о плёнке только когда уже записываются ко мне на съемку.

Идут за кадром. А как он снят и на что – это уже не важно.
А что по технике, что предпочитаешь?

О, она абсолютно дурацкая! Смеяться разрешается. Я хочу, чтобы мой кадр был максимально «плоским, не объемным», не использую стерильный, хороший «стеклянный» объектив.

Мне важно, чтобы на картинке задний и передний план как бы схлоповались и такую образовывали 2D-картинку. Так что я снимаю на Nikon F65 – абсолютно обычная пластиковая камера с зум-объективом, куплена за 1500 рублей. На неё я провожу фактически все съемки. Иногда пользуюсь Canon EOS 100 c полтинником Pentacon. И если я снимаю средний формат, то это Pentax 645, тут уже всё серьёзно и от такой фотографии я как раз добиваюсь объёма.

Раздумываю над тем, чтобы купить себе какую-нибудь хорошую беззеркалку, просто чтобы была. Цифра как таковая меня не пугает, но мне интереснее и привычнее работать с пленкой.

Когда я снимаю на цифру, то делаю как все: очень много кадров, очень много дублей. Это не совсем мое, в пленке ты должен тщательно продумать все заранее – количество кадров ограничего. От этого твой взгляд быстрее дрессируется. Этот подход мне нравится и для меня это экономия времени.

Но если бы я работала с брендами, то требовался бы вообще другой подход.
Раньше ты снимала для брендов, расскажи про свой опыт.

Тогда я была еще не очень уверенным автором: какие-то наработки у меня были, но своего голоса, почерка у меня не было. Это меня беспокоило. Ты не понимаешь, что особенного ты можешь предложить заказчику. Ну делаешь какие-то обычные фотографии, но они тебе не сильно нравятся. То есть выбирали меня из-за цены или по знакомству, а мне хотелось другого — не просто быть инструментов в чужих руках.

И еще я не люблю, когда на съемочной площадке много людей.

Все это и отсутствие уверенного почерка сигнализировало мне притормозить со съемками для брендов. И искать себя, дать себе время на пробы. Верила, что это окупится.

Сейчас я поняла, чего хочу — работать в коллаборации как автор с проектом/брендом/автором. Принимать участие в арт-дирекшене, предпродакшене и творчески выкладываться с обеих сторон. Условно, это больше похоже на работу над кампейном. В это направление я ещё не ходила, начинаю в 2025 и заинтригована.

А тебя никогда не пугало то, что заказов на авторские съемки для частного сектора может быть намного меньше, чем заказов на каталожку?

Нужно понимать, что ты хочешь. Если ты быстро хочешь зарабатывать на потоке, то конечно ты скорее пойдешь снимать тот же каталог. Зависит от множества разных факторов и у всех это по-разному.

Мне захотелось чего-то эдакого и авторского. У меня получается супер долгий путь, но меня это не пугает — сама дорога мне очень нравится. Всем, кто тяготеет в эту сторону, я бы посоветовала думать, чем ты будешь платить за квартиру и продукты. У всех разные привилегии, возраст, опыт, история. Я не из тех, кто скажет вам «Бросайте всё и только снимайте» (хотя это, конечно, кратчайший и лучший путь).

Расскажи, как ты пришла к своему авторскому стилю?

Разочарую, но никакой магии. Это произошло само собой: просто замечаешь, что тебе нравится и постепенно добавляешь это в свои работы. Так набираешь художественные приёмы и их сумма и является твоим почерком.
В твоем телеграм-канале ты публикуешь контент, направленный на людей, интересующихся фотографией и искусством. Как удаётся поддерживать свой авторский стиль повествования в канале?

Без понятия, само собой. Я не хотела канал, который будет всем полезен как "Википедия". Мне нравится писать, замечать какие-то вещи, иногда получаются неплохие тексты и нетривиальные открытия.

Оказалось, не только мне интересно, что я пишу, а ещё двум с лишним тысячам. Спасибо всем читателям! У меня классный, вовлечённый канал с сумасшедшей статистикой.

Есть фотографы, которые используют телеграм в качестве площадки для продвижения. Почему ты не используешь его также для привлечения клиентов?

Я просто делю Инстаграм и Телеграм. Постить в телеге свои работы, бэки со съёмок, рассказы о них — скука смертная, дневничок достижений и неудач.

Мне самой такое не интересно читать. И я вообще не люблю много внимания к своей персоне, частной жизни. В мире есть намного больше интересных вещей, чем я и мои фотографии.

А вот инста — это про картинки и сторитэл. Там я и веду запись на съёмки, веду своё портфолио. И сториз пощу не всерьёз, дурачусь.

Так что в телеге я — преподаватель. В инсте — фотограф. Использую сети по их прямому назначению и не мешаю одно с другим.

Расскажи свое мнение о популярности пленочной фотографии. Мне кажется, что раньше был спад на пленку, но сейчас она снова стала модной.

Не согласна с тем, что был спад: вот эти штуки с «ренессансом пленки» происходят постоянно. Я несколько раз оказывалась в жизни рядом с аналоговой фотографией: в школе, универе и после него. И каждый раз говорили о том, что вот он ренессанс, тренд.

То, что мы наблюдаем сейчас, это не только интерес к пленочной фотографии, но и продажа определенного образа жизни: вот в этом есть отличие. Фотки на мыльницу — часть этого образа. Сконструированная маркетингом причастность к сообществу с определёнными ценностями, так сложилось.

В твоем телеграм канале ты писала о перерыве в съемках для частного сектора. При этом перерыв длительный – год. Ты выгорела, засомневалась в фотографии или что-то еще?

У меня начал вырисовываться новый стиль фотографии, но при этом клиенты приходили разные: и те, кто хотел фото в новом стиле и те, кто хотел что-то похожее на мои старые работы. Старый почерк был уже не близок, но клиентам не объяснить этого словами.

Поймала себя на том, что эта история не очень комфортна для меня: не понимаю, знают ли клиенты, что их ждет в результате. Я решила перестать брать частные съемки и поснимать творчество, чтобы помочь себе и клиенту понять, куда это все идет. Поснимала, почистила инстаграм от всего того, что неактуально. Очень результативно, мне понравилось. Всем рекомендую.

Как ты поняла, что снова готова брать частные съемки?

Мне пришел частный заказ, и я подумала: «Чувствую ли я себя по-другому, готова ли взять?».

Своими творческими съемками я показала пример того, какой результат получат люди, приходящие ко мне. Фотографии, которые я снимаю, не в светлом ключе. То есть не то, что обычно покупается и продаётся легко. Но сейчас этой проблемы нет и люди приходят с запросом «хочу также мрачно, темно».
Как ты начала преподавать и поняла, что ты готова?

Я просто по своему складу учитель. У меня достаточно большой стаж, я уже 13 лет преподаю без остановки. И это от большой любви к делу, не из-под палки.

Как только я сама уверенно разобралась с азами, то начала преподавать. Помогать таким же начинашкам. Сначала вообще бесплатно, в пандемиию просто делала консультации для всех желающих — развеивала тоску.

Потом стали приглашать преподавать, часть программ со временем стала моими авторскими, я преподаю их только от себя. Это курсы/уроки по основам аналоговой/цифровой фотографии и фотокружок.

В своём канале обычно объявляю набор и закрываю группу с одного поста. Без прогревов, тысячей историй успеха учеников. Я преподаю твёрдые знания, не ставлю конский ценник, не даю каких-то уникальных методик для невероятного буста порфолио и увеличения чека 3х. Просто учу, хорошо методически организую уроки. У меня учатся те, кто это ценит.

Было такое, что группа не набиралась?

Конечно! Просто потом меняешь формат или берешь другую тему, набираешь на другое занятие. Это вообще не самоцель.
Финальный вопрос 1: совет для тех, кто только начинает снимать?

Просто снимать. Много. И можно даже не думать об этом, то есть не рефлексировать.

Финальный вопрос 2: что посоветуешь тем, кто начинает снимать на пленку?

Хороший вопрос… Если человек уже умеет снимать на цифру, хочет перейти на пленку и уже разбирается в фотографии, то я бы посоветовала как можно раньше начать знакомиться с тем, как сканирование влияет на изображение.

Какие есть способы получить изображение с пленки, разницу между оптической печатью и сканированием. Подумать о том, какой фотографию хочется видеть в готовом виде (и почему): чтобы это был только аналоговый вариант (ручная печать) или гибридный путь (плёнка+скан).

И начать знакомится с этим как можно раньше. Наибольшее количество иллюзий, как мне кажется, рождается на этапе сканирования. Разное разрешение, разный формат файлов, пресеты, присутствие/отсутствие артефактов и много чего другого — всё это важно понять, если хочется освоить инструмент более-менее профессионально.
Женя Марцынович для ugoloc.ru