15 января 2025 года из жизни ушел легендарный кинорежиссер Дэвид Линч.

Фильмы Линча – культовые для нескольких поколений. Режиссера называют последователем сюрреализма и одним
из самых известных режиссеров 21 века. Пасхалки и сюжеты фильмов разгадывают до сих пор, а фанаты строят безумные теории.

Визуал Линча – странный, пугающий и завораживающий. "Читающийся" на уровне ощущений. Какие фишки режиссер использует в своем визуале – простом и непонятном одновременно?

Мы решили разобраться.

Рассказываем.

Личность Линча

Дэвид Кит Линч – полное имя режиссера. Родился 20 января 1946 года в городе Мизула в США.

Творческий путь начался с Пенсильванской академии искусств в Филадельфии. Линч увлекался фотографией, скульптурой, живописью, а позже мультипликацией. Кстати, показывали некоторые фотографии авторства режиссера вот тут.

Факты о режиссере:

  • В юности собирал коллекции из огрызков яблок и трупиков животных, наблюдал за разложением. Отец, которому Линч показал свое увлечение счел юношу нездоровым..
  • Одна из фотографий Линча была выбрана в 2008 году в качестве афиши 61-го Каннского кинофестиваля.
  • Cнимал рекламные кампании для брендов.
  • Много лет практиковал трансцендентальную медитацию.
  • Линч много курил, а также пил огромное количество кофе и имел пристрастие к сахару.
  • Режиссер не любил скопления людей, его характеризовали как скромного и стеснительного человека.

Первые работы

Первые фильмы Линча – анимированная мультипликация. Кажется, что режиссер-сюрреалист и создание мультфильмов – очень странное сочетание. Но Линч – это Линч и даже первая короткометражка вызывает смешанные чувства у зрителей.

"Шестеро заболевают" – фильм, снятый Линчем в 1967 году. Бюджет составил всего 200 долларов. Идею режиссер придумал, когда ветер зашевелил холст во время работы над картиной.

"Линч сконструировал экран размером 6 на 10 футов, на который был спроецирован фильм. Съёмки начались в номере гостиницы в центре Филадельфии. Режиссёр прикрепил 16-мм камеру к столу, которая снимала процесс работы над картиной. Позже режиссёр добавил к фильму записанный звук сирены".

Коротко про фильм: шесть абстрактных фигур людей, к горлу каждого поднимается цветная краска. Вой сирен. И так четыре минуты. Чувства беспокойства и тревоги.

Посмотреть можно здесь.

Кадр из анимационного фильма "Шестеро заболевают"
Затем Линч снял еще более пугающую работу "Алфавит". Идея основана на кошмарном сне племянницы жены Линча.

Коротко по сюжету: сменяющиеся кадры в темной комнате. Сирена и детский голос, поочерёдно называющего буквы алфавита. Кстати, девочка в кадре – это и есть племянницы жены Линча.
Кадры из фильма "Алфавит"

Линчевский визуал

Линч известен своим эксцентричным визуалом и специфическим подходом
к искусству. Он часто использует нестандартные подходы, не боясь быть cтранным и пугающим. Кроме того, Линч уделяет большое внимание звуку
и визуальным эффектам.

Рассказываем о визуальных приемах, которые использует режиссер.

Пустота и воздух в кадре

Линч любит показывать зрителю обстановку. Кадры с интерьером, пустыми коридорами и улицами. Много "воздуха" в кадрах с главными героями. Локации Линча можно назвать безжизненными, чаще всего в кадре почти нет мелких деталей, картинка кажется "больнично-стерильной". Даже жилые интерьеры выглядят пустынными.

Мультиэкспозиция

Мультиэкспозиция (наложение нескольких кадров друг на друга) – один
из приемов, который часто попадается в Линчевском визуале.

Как пример – одна из самых известных обложек сериала "Твин Пикс".

засветы

Яркий ослепляющий свет часто встречается в работах Линча. Кажется, что свет не может пугать, у зрителя он больше ассоциируется с дневным светом и теплом. Но свет Линча – холодный, часто встречается в "оборванных" сценах, которые вызывают у зрителя напряжение и вопрос "Что вообще происходит?".

Также режиссер часто использует мигающий яркий белый свет.

Плохое качество изображения

Линч часто использует кадры, снятые на камеры с плохим качеством изображения. Режиссер сам снимал на мыльницы или камеры с плохим качеством, чтобы добиться грубой и пугающей картинки. Саспенса добавляет
то, что режиссер использует плохое качество в самых пугающих сценах.

Кстати, последний полнометражный фильм Линча "Внутренняя империя" был полностью снят на портативную камеру Sony DSR-PD150 в низком качестве.

Реверс

Одна из самых известных сцен, снятых Линчем из сериала "Твин Пикс". Легендарная комната "Черный Вигвам" с бархатными шторами и чёрно-белым полом в полоску.

Фишка визуала – контраст. Фишка съемки – сцена была полностью снята задом наперед со звуком и переведена в реверс. Линч пугает и переворачивает реальность наизнанку.

Крупный план

Крупный план Линча зачастую совмещается с самыми страшными сценами и другими приемами, например – с засветами и аудиосопровождением. Очень часто с визуальным искажением лиц.
Понять визуал Дэвида Линча с помощью логики почти невозможно. Автор сам высказывался на тему миллионов трактовок его фильмов:

"Кино — это особый опыт, который надо самому пережить, желательно на большом экране, но который нельзя пересказать словами".

Дополнение: вдохновение линча

Любимые фотографы — Диана Арбус, Джоэл-Питер Уиткин и Уильям Эглстон.

Любимые художники Линча – Ф. Бэкон и Э. Хоппер.

Любимые фильмы Линча:

  • «Бульвар Сансет» (1950)
  • «Окно во двор» (1954)
  • «Мой дядюшка» (1958)
  • «Лолита» (1962)
  • «Час волка» (1968)