большое Интервью

Наталия Цыгина

"...я очень кайфую, когда у меня 2-3 съёмки в день. Мне надо, чтобы я была загружена по уши, вот тогда мне хорошо..."
В начале 2010-х годов, когда я сам только начал как-то погружаться в мир фотографий, мои представления об этом мире были очень своеобразные. Я почему-то верил, что где-то на западе есть фотографы, которые хорошо зарабатывают, а у нас, мне казалось, были только фотографы-любители, которые в свободное время снимали, и десять-двадцать таких маэстро, фотографов старой школы, которые снимали всё и всех, и только на них держится весь фотобизнес.

Когда мы познакомились с Наталией, она одним из первых людей, с кем я познакомился, кто full-time был занят фотографией, кто в общем-то чувствовал себя комфортно в этом состоянии, по крайней мере на сколько я об этом мог судить.

У нее было много работы, было много съёмок, горели глаза. Когда мы встречались в студии, я не могу вспомнить моментов, чтобы она была какая-то загруженная, чем-то озадаченная. Но помню, что у было постоянно хорошее настроение, боевой настрой, и Наталия всегда была в какой-то движухе. Узнаем удалось ли спустя 10 лет сохранить этот вайб.
Вот скажи, с тех пор прошло много времени, нам уже не так часто удаётся с тобой пообщаться, увидеться. Удается ли тебе и сейчас сохранять такой запал в работе и такую энергию?

Слушай, я надеюсь, что удаётся. Конечно, иногда бывают дни, когда у меня несколько съёмок за день и уже на третью я еду немного уставшей, но в момент когда я захожу в зал, у меня обязательно включается какая-то запасная батарейка, потому что я знаю, что если я приду на съёмку и буду с плохим настроением, все увидят, что я устала, то ничего хорошего из съёмки не выйдет. В общем, я на съёмке всегда бодра, весела, ещё и шуточки шучу, даже если после съёмки я потом выйду и упаду за дверью, саму съёмку я отрабатываю всегда отлично.


В общем мой интерес к фотографии, к работе в этой сфере никуда не пропал. Как я тогда часто снимала, когда мы с тобой только познакомились, так и сейчас я целыми днями фотографией занимаюсь, не считая перерыва на пандемию, на уход за ребёнком, который только родился и то, знаешь, я родила и через две недели уже работала.
Как ты считаешь, что является твоим выдающимся навыком? За что к тебе идут на съёмки?

Я думаю, что одно из моих главных качеств как фотографа это то, что я могу сделать съёмку хорошо практически в любых условиях. Я очень быстро ориентируюсь в задаче съемки и локации. Сейчас бывают такие съёмки, которые организовывают менеджеры без моего участия, когда я еду и понятия не имею, что я там буду снимать. Да, это не очень хорошо в плане фотографии, когда ты едешь и не понимаешь, какая цель съемки, кто будет герой, но даже в этих ситуациях я быстро соображаю. У меня уже просто, видимо, опыта так много, навыков так много, что я всё что угодно практически могу снять. Это не означает, что под «всё что угодно» я подразумеваю, что я могу и предметку снимать, и свадьбы, и репортажи, нет, я работаю по-прежнему внутри своих жанров, но внутри них я прям могу отработать практически всё что угодно, как нужно и без подготовки. И подход я могу найти практически к любому человеку. Я думаю, что именно в этом один из моих основных таких жирных плюсов, как фотографа.
Ты считаешь себя универсальным фотографом?

Нет, я не универсальный фотограф, потому что я не могу шикарно снять свадьбу, я не снимаю машины или что-то ещё в этом роде. Я не хочу влезать в совершенно другие какие-то области фотографии. Я снимаю красиво женщин, я снимаю красиво одежду, я хорошо снимаю семейные съёмки. Но я не выхожу за пределы этих жанров, я не буду всё подряд снимать.
Я не хочу снимать 40 человек сотрудников какой-нибудь компании. Не хочу, потому что это достаточно скучно. Даже если хорошо платят.
Ты когда-нибудь отказываешься от съёмок?

Я отказываюсь от того, что мне не очень хочется, не очень нравится снимать. Сегодня пришёл какой-то запрос на съёмку рекламы полотенец, но, честно говоря, я, наверное, такое не буду снимать. Там какие-то 15 комплектов полотенец, и я понимаю, что это скукотища, и это не то, что я хотела бы снимать красиво. Такие какие-то совсем прям коммерческие скучноватые истории. Иногда я отказываюсь от съёмок, потому что мне по времени что-то неудобно, или когда очень много человек надо снять, я тоже скорее всего такое не поеду снимать, или когда надо снять много-много бизнес-портретов, тоже вряд ли я поеду. То есть те съёмки, которые прям могут подубить во мне желание снимать, я стараюсь не брать.
Ты же говоришь, что ты можешь найти компромиссы, подойти к любому клиенту и снять всё что угодно.

Да я могу, но не хочу просто. Я не хочу снимать 40 человек сотрудников какой-нибудь компании. Не хочу, потому что это достаточно скучно. Даже если хорошо платят. Вопрос не в этом. Я могу снять там 5-10 сотрудников, но когда я понимаю, что там толпа 40-50 человек… Ну не очень хочется просто браться за такое. Тогда это 100% будет потоковая съёмка. Щёлк-щёлк, кадр-кадр, всё быстро. Здесь прям совсем ремесло. Я стараюсь себя от этого оградить, потому что я очень не хочу скатиться в то состояние, когда ты поймешь, что ты ну совсем прям уже задолбался фотографировать.
А у тебя сейчас сохраняется большой процент творчества?

Сохраняется. Я точно знаю, что если я это выключу, то прям очень быстро скачусь в состояние, когда ты снимаешь, грубо говоря, только какую-то коммерцию, которую ты никуда даже выложить не можешь, потому что снимаешь только частные съёмки, и что? А что ты людям покажешь? Обязательно надо снимать творчество!

Я очень стараюсь не забывать про это. Иногда съёмки такие организовываются сами собой. Это могут быть какие-то рекламные проекты. Они классные, интересные. Они снимаются иногда так, как будто это творчество. У меня есть иногда проекты со студентами одной школы стайлинга. Это Style Hunter School Дембиковой. Ты знаешь, там хоть съёмки студенческие, они прям так круто у нас почти всегда получаются, что я их отправляю в разные журналы. И для себя я считаю, что это практически творчество, потому что ты прям кайфуешь на этой съёмке и снимаешь красиво. Всё, где ты можешь себе позволить снимать красиво, это близко к творчеству.
Если посмотреть за последний год, сколько у тебя процентов творчества было, сколько коммерции?

Если я красивые съёмки рекламные отнесу к творчеству, тогда, наверное, процентов 30-40 - красота и творчество, и процентов 60 остаётся на коммерцию. Ты знаешь, у меня сейчас поток коммерции, под коммерцией я подразумеваю частные, семейные съёмки, очень сильно увеличился с момента, когда я вступила, скажем так, в CROSS-студию, или когда меня позвали туда.

В общем, я же теперь... Я называю себя «резидентом» CROSS-студии. Я вишу у них на сайте, как фотограф. И был какой-то момент, когда я осталась единственным доступным на сайте фотографом, потому что Шабуров улетел надолго, ещё одна девушка в декретный отпуск ушла, и вся коммерция CROSS-а пошла на меня. И с одной стороны, это очень круто, потому что я поняла, что я могу абсолютно вообще перестать париться за какой-то финансовый доход и поток частных клиентов. С другой стороны, их стало действительно очень много, и иногда я прям чувствую, что подвыдыхаюсь. И тогда я на какой-то момент, на недельку, отключаю частные коммерческие съёмки.
Как ты вообще стала резидентом CROSS-а?

Сарафанное радио плюс тот факт, что я и так у них много снимала. Меня знал один человек, меня знал второй человек, кто-то ещё меня порекомендовал в момент когда они задались вопросом о том, что надо взять еще одного фотографа в базу.
"Мне, честно говоря, настолько нравится моя работа, мне так круто, мне так кайфово быть фотографом"
А ты им замолвила словечко про Уголок?

Конечно, они знают про Уголок. И когда мы с ним первый раз встречались, обсуждали вопросы, я и про Уголок упоминала и говорила про то, что они сами как-то отстроились от всех студий. Если у студий между собой есть какой-то коннект, комьюнити, там есть какие-то встречи создателей фотостудий, то Cross они всегда где-то чуть-чуть в стороне. Не знаю, может им просто никто не нужен или у них так всё, наверное, прекрасно. Тогда мне Влад сказал: «Ты знаешь, да нет, мы вообще готовы к любым контактам, мы открыты, мы на связи и всё что угодно». Короче, это какой-то эффект такой, наверное, их закрытости сложился.
Отойдём от студий. Вот скажи, ты в профессии уже достаточно давно, сильно ли фотография повлияла на твою жизнь?

Влияние на жизнь это какой-то такой глобальный вопрос. Слушай, ну с учётом того, что моя работа занимает у меня практически всё время, не считая того, что у меня есть дом, у меня есть муж, у меня есть дочь, моя семья. Я сейчас по сути занимаюсь только домом, семьёй и работой. У меня в общем-то и других особых занятий нет. Меня недавно спрашивали, как вы отдыхаете, я сказала, «да никак не отдыхаю». Вот мы сейчас с тобой доболтаем, я пойду ещё поработаю немножко. Я с утра, как проснулась в 7, я какими-то делами и работой занята, так и дальше ещё пойду поработаю. Поретачу, пойду поотбираю какие-нибудь съёмки, я найду чем заняться. У меня, знаешь, дел всегда полно. И это точно не может не повлиять на мой образ жизни, на все события, которые у меня происходят. Моя работа влияет на мой распорядок дня и на круг общения. С фотографией классно, столько людей узнаёшь из разных профессий. Я почти всегда спрашиваю: «Чем вы занимаетесь? Кем вы работаете?» Даже если люди ко мне не бизнес-портреты пришли делать, я обязательно с интересом узнаю.
Ты когда-нибудь думала, чем бы ты занималась, если бы вот не оказалась фотографии у тебя?

Я иногда об этом задумываюсь, но я не нахожу для себя никакой альтернативы, которая бы меня привела в восторг. Мне, честно говоря, настолько нравится моя работа, мне так круто, мне так кайфово быть фотографом. И сейчас появляются какие-то новые движения, новые, так сказать, пути развития моей профессии. Если опустить вообще период жизни, когда мы были в пандемии и прочие всякие обстоятельства, которые уменьшали количество работы, в остальном я просто невероятно счастлива.
У тебя не было моментов, когда бы ты вообще хотела забросить фотографию?

Нет, не было. Ты знаешь, вот на удивление, сколько лет уже прошло, что-то около 12 лет уже я занимаюсь фотографией, желания бросить не было никогда. Иногда было просто такое, что ты подвыгорел, я это прям быстро стараюсь пресечь, когда я чувствую, что все, я подустала, я отключаю съёмки, которые не хочу делать, и даю себе немножко перерыв. Но когда такой перерыв бывает, там всё равно вклинятся какие-нибудь съёмки, которые мне нравятся, и которые я готова делать, вклинится ретушь, вклинится ещё что-нибудь. В общем не бывает такого, чтобы я прям неделю отдыхала. Вот я недавно в Париж слетала, пять дней я провела в Париже. Будем считать, что это отдых. Ну или каникулы на море - тоже отдых, но это всё такие эпизодические редкие моменты.
С фотоаппаратом ездила?

Я не взяла фотоаппарат. Перед тем, как туда улетать, я договорилась с одной девушкой, у неё модельное агентство, я даже думала там поснимать. Планировала взять маленький свой фотоаппарат с собой, но в последний момент подумала, что я не готова сейчас ничего организовывать, я не готова сейчас заниматься вещами, я не готова в Париже потратить целый день на съёмку, а не на то, чтобы кайфовать в Париже, потому что я, грубо говоря, дорвалась до этой поездки, я не была за пределами России около четырёх, по-моему, лет. Мне это прям так необходимо было, просто кайфовать в Париже, просто ходить, гулять, посещать кабаре и концерты классической музыки. В общем, я решила никаких съёмок не делать, просто провести время в Париже шикарно.
Вот ты сейчас классическую музыку упомянула, и я вспомнил, что у тебя образование в сфере искусства, насколько я помню. Расскажи немножко подробнее, что это за направление, и что было первичным- твоё образование или фотография?

Я кандидат наук, «кандидат искусствоведения» правильнее сказать. Но когда людям говоришь кандидат искусствоведения, они не всегда это понимают про что это, поэтому я говорю «кандидат искусствоведческих наук».

Образование и фотография пришли примерно параллельно. Сначала я пошла в Строгановку, я поступила, когда мне было 16 лет по-моему. Где-то в это же время на первом или втором курсе я папе сказала, что у всех есть фотоаппараты в университете, пожалуйста, купи мне тоже фотоаппарат. Хотя ни у кого не было, я была, по-моему, одна, у кого фотоаппарат появился в нашей группе. Сначала я снимала непонятно что: что-то для института, что-то по учёбе. Потом были какие-то гонки, какие-то мероприятия, репортажи. А потом в 2011 году я начала студии уже осваивать. Я забыла, какой это был точно курс университета. В общем, в универе я уже начала фотографировать.

Потом когда я его закончила, началась аспирантура. Но когда я была в аспирантуре, я уже точно прям полноценно работал в сфере фотографии. Я тогда абсолютно не понимала зачем мне нужна эта аспирантура. У меня была кандидатская диссертация на тему уличного искусства. На тот момент эта тема совершенно не была нигде ни в каких диссертациях задействована. На защите мне сказали: «Про что вы нам тут рассказываете, про слова неприличные на заборе или про что». В общем, сложная была защита.

Когда я защитилась, я подумала: «Вот и всё, прошло и ладно». И только теперь, последний год, я начинаю понимать, зачем мне это было нужно. И насколько круто сейчас понимать, что ты уже со степенью научной, ты уже кандидат наук. И это действительно открывает какие-то двери интересные. И сейчас я подошла к тому периоду, когда прям кандидатство мне сейчас очень пригодилось. У меня начинается новый виток развития, из-за которого я, кстати, к тебе сегодня опоздала. В общем, пригодилось мне.

"На защите мне вообще сказали, про что вы нам тут рассказываете, про слова неприличные на заборе или про что."
Что за виток? Как пригодилось?

Виток связан с образованием. Я вообще изначально преподавать не рвалась. Я не продавала никакие курсы, я не продавала экшены, я не учила никого в фотошколах. Знаешь, сейчас такое распространено мнение, и оно, в общем-то, наверное, правильное отчасти. Когда человек подустает в своей профессии, он начинает обучать всех этой профессии. Я, честно говоря, побаивалась в это скатиться, потому что когда начинаешь преподавать, значит на основную деятельность у тебя уже может быть не так много времени остаётся.

В общем, не задумывалась я о преподавании, пока в какой-то момент эти запросы на преподавание, обучение, воркшопы не пошли ко мне сами. Сначала в одном месте мне сказали: «Давай ты лекцию прочитаешь», потом в другом месте мне сказали: «Давай ты здесь ещё прочитаешь», затем: «А давай ты на себя серию лекций возьмёшь? А давай вот ещё со студентами пробуешь». И как-то это всё так стало развиваться достаточно мягко для меня.

Потом вдруг появился коннект с фотошколой Nikon. И получилось что все мои преподавания стали достаточно знаковыми, статусными и полезными. Ну, то есть это круто сказать, что ты преподаешь в фотошколе Nikon. Все знают, что такое Nikon. Это классно быть там спикером. Ещё класснее получить там амбассадорство, но пока, как ты понимаешь, не дают никому амбассадорство в России.


А сейчас так получилось, что скорее всего я впишусь в полноценную образовательную программу, четырёхлетнюю, в серьёзном учебном заведении. Я, честно говоря, прям очень сильно побаиваюсь, потому что это большая ответственность, это на себя надо взять прям серьёзную роль руководителя направления, руководителя кафедры. И я, конечно, очень боюсь, что это отнимет много времени, я боюсь, что там будет периодически много какой-то бумажной работы, и одно из моих, ну так скажем, условий, одно из моих целей это сделать так, чтобы основная моя деятельность не сильно пострадала от этого.


Я понимаю, что это крутейший задел на будущее. Я допускаю, что когда мне будет 45, может быть, даже 50, мне немножко поднадоест уже бегать по съёмкам, какие бы они ни были, может быть, уже физические силы не те будут, потому что если ты прям плотно работаешь, физических сил тебе нужно много. И вот тогда образовательная деятельность, выйдет как основной мой вид деятельности. Вроде всё уже утвердилось, но я пока не выдаю пока нигде эту информацию.

А какие альтернативные пути?

Ты знаешь, я вот для себя такой вариант развития предполагала, наверное, как один из самых логичных. Кем я ещё бы быть хотела, куда бы ещё хотела пойти. Я в какой-то момент замечталась о том, что когда мне будет 60, я буду жить на берегу моря или океана, буду иллюстратором, буду рисовать детские книжки, потому что иллюстратором можно быть в любом возрасте, да и в общем научиться можно в любом возрасте. Сейчас вокруг меня всё время детские книжки. Мне все это так нравится, я даже прошла несколько обучений в периоды, когда съемок было не слишком много. Так что как вариант, я могла бы доучиться на детского иллюстратора.
А, например, пойти в арт-фотографию? Ты никогда не пробовала продавать?

Нет, ты знаешь, я в эту сторону что-то вообще не размышляю. Потому что то, как я обычно снимаю, оно, мне кажется, не совсем вот в эту сторону.
Я буквально пару недель назад общался с нашим амбассадором - Владислав Спивак. Он, что меня поразило, в этом направлении двигается. Я об этом просто тоже даже вот не думал. А он двигается и вполне себе неплохо. То есть не так, чтобы там прям целиком на этом, но у него доля дохода от арта, она растёт, и он стремится её увеличивать. Потому что в идеале он хочет прийти к тому, чтобы снимать целиком только творчество, делать крутые картинки и эти картинки продавать.

Крутой вариант развития, честно говоря, даже не думала о таком. Я зайду, потом изучу вопрос. Когда ты мне сказал про артфотографию, я первым делом вспомнила Яна Югая. У него недавно была выставка и открытие нового проекта, и там прям реальный арт как я себе это понимаю.
Я за сегодня посмотрел кучу твоих картинок, прошерстил далеко вглубь Инстаграма, вглубь контакта. И вот, не знаю, закономерность, которая мне попала в голову, что у тебя картинки все очень красочные. У кого-то есть фирменный цвет, у тебя, по моим наблюдениям, фирменное многоцветие. То есть у тебя всегда очень много красок, у тебя очень насыщенные цвета, много цвета, много красок, у тебя там практически нет ЧБ. И это определённая точка опоры, на которую можно сделать усилия, много цвета, красочные штуки.

Нет мыслей в эту сторону. Мне нравится, когда на обложку журнала попадают фотографии. Вот это красиво. А вот так: «Я хочу, чтобы висели в интерьере картины» - таких посылов у меня как-то не наблюдалось. Я, слабо, представляю себе свои фотографии в интерьере.
Ты сейчас как раз сказала про обложки, у тебя большая коллекция знаменитостей, которых ты снимала. У тебя там везде про них написано и, в общем-то, в твоём портфолио это всё видно. Расскажи, чем такие съёмки отличаются от съёмок просто с моделями.

Отличаются они выхлопом, который ты после них можешь получить. Во-первых, с известными личностями и работать интересно. Никто не говорит, что это просто, но это всегда почти какая-то необычная съёмка. То есть ты с celebrity вряд ли будешь снимать какой-то daily content. Наверняка это будет что-то интересное, это будет хорошая локация, хороший макияж, классная одежда, это всё будет красиво.

Даже если это будет просто обновление какого-то контента соцсетей, это всё равно будет очень красиво. Потому что с ними не может быть плохих съёмок. Кроме того, ты же классно повышаешь свою значимость, свой статус как фотограф, с тобой работают популярные персонажи, ты делаешь с ними классные съёмки, тебе доверяют.

Это работает потом на твою рекламу очень мощно. Как можно от них отказываться? Я вообще обожаю. Другой вопрос, что в какой-то момент их стало меньше. У меня примерно совпали беременность, пандемия, проведение ребенка. В этот момент съёмок стало меньше. Celebrity уже, конечно, не с таким рвением ездят на съёмки. Хотя плюс-минус недавно я снимала актрису Уколову для обложки, было классно. Ты там задал вопрос, что бы я хотела снимать бы ещё. Творчество и celebrity, можно вот на этом остановиться? Я могу снимать это бесконечно.


Про творчество ты меня ещё спросил, на каких съёмках я кайфую. Когда я в какой-то момент сильно подзавалила себя коммерцией, я поняла, что срочно надо организовать для себя творческую съёмку. Я влюбилась в какую-то локацию, я влюбилась в модель. Мы придумали, мы подобрали какую-то невероятную одежду, и на этой съёмке я так отдыхала душой и творчеством. Я матерными словами кричала, как мне всё здесь нравится, как здесь всё прекрасно и охренительно, но только матерными словами. Вся команда смеялась над моими возгласами, они поняли, что я просто дорвалась до каких-то красивых картинок после периода постоянных частных съёмок. Потом мы отправили это в журнал, из этого получилась просто потрясающая обложка, от которой я в восторге, считаю это, наверное, лучшей своей обложкой. Вот на таких съёмках я кайфую, а на других съёмках я просто хороший мастер своего дела, который отрабатывает.

Не всегда прям в какое-то супер удовольствие, но чаще всего практически любые съёмки мне не в напряг и проходят здорово и весело. Клиенты выходят довольные. Один из любимых комментариев от клиентки за последнее время: «Вы такая строгая, но это так прекрасно! Мне так хочется вас слушаться! Скажите мне, куда встать!»

Ты знаешь, я очень кайфую, когда у меня 2-3 съёмки в день. Мне надо, чтобы я была загружена по уши, вот тогда мне хорошо...
Я помню, у тебя раньше был вполне доступный ценник для коммерции. Сейчас вот у тебя он везде опубликован. Я тоже вижу, что он вполне себе доступный. Почему ты не поднимаешь ценник?

Я вероятно пришла к тому моменту, что мне хочется чуть-чуть его поднять, но пока что не поднимаю, в том числе из-за кросса. Дело идёт хорошо, меня всё устраивает, я периодически слышу такие комментарии: «Ты должна поднять ценник! Ты должна стоить больше». А кому я должна стоить больше? Мне так нормально, мне комфортно, людям подходит моя цена. Когда я камеру сменила, я тоже подумала: «Надо бы поднять, наверное, цену», а потом передумала: «А людям какая разница, что я купила новую камеру? Почему я для них должна из-за этого поднимать цену?» Я знаю, что есть фотографы, которые за час стоят в 10 раз больше, в 5 раз больше. Ну хорошо, им так нормально, мне вот так нормально.

Смысл в том, что ты, повышая цену, уменьшаешь количество съёмок, имеешь меньшую загрузку, при этом получаешь те же деньги, либо растёшь в деньгах. Идея же в этом, чтобы сократить свою загрузку, чтобы не снимать по 2-3 съёмки в день.

Ты знаешь, я очень кайфую, когда у меня 2-3 съёмки в день. Мне надо, чтобы я была загружена по уши, вот тогда мне хорошо, а когда у меня меньше съёмок, мне хуже, скажем так. Не в материальном плане, а в эмоциональном.
Ты собачница, у тебя два здоровенных пёселя, кот, муж, а с недавнего времени ты ещё и мама. Как организован твой тайм-менеджмент? Как тебе удаётся всё это держать под контролем, всем уделять внимание и продолжать снимать очень много?

Я не очень супермать. С полугода ребёнка у меня была няня, и если мне надо работать, то с ребёнком занимается она. У меня бабушки и дедушки достаточно включённые, и периодами дочь может выходными у них зависать. Сейчас она пошла в садик, и мы общаемся с ней с утра, потом я работаю, она в садике, мы общаемся с ней вечером, ну то есть вижу-то я её достаточно много, но у меня нет такого, что, знаешь, я целыми днями с ребёнком, что я там какая-то уставшая мать, нет. Время для работы - это вообще святое время. Я бы стухла без работы, поэтому я организовала себе всё так, что у меня для работы достаточно много времени. Но как я тебе сказала в начале, кроме дома ребёнка, семьи и работы, у меня в общем-то больше ни на что другого времени не остаётся. Конечно, иногда бывают дни, когда я могу там почилить и час посмотреть какой-нибудь сериал. Если я при этом ничего параллельно не делаю, это большая редкость. Обычно я сериалы смотрю под ретушь. А бедным собакам с тех пор, как ребёнок появился, уделяется сильно меньше времени. Если раньше мы гуляли в парке часами, тусили на выставках, занимались на каких-то тренировках, я могла собак возить в бассейн, то теперь мы гуляем два раза в день, гладимся утром и вечером и на этом всё. В общем, с собаками время просело сильно.
Страдали больше всего собаки, да?

Нет, ты знаешь, несчастными я их не назову, но бывают собаки чуть более счастливые, чем мои.
Расскажи, как у тебя с ретушью. Я помню, что в какой-то момент ты говорила, что ты пыталась передать это ретушёрам, но не все хотят чужую ретушь, и кто-то просит именно твою.

Что касается ретуши, я примерно 80% своих съёмок ретуширую сама. 
На ретушь я отдаю чаще всего: большие однотипные каталоги, серьезные рекламные съемки, близкие бьютики.
Я нашла для себя трёх-четырёх ретушёров, они все разного уровня. Есть ретушёры, которые стоят 3500 за картинку, есть те, которые стоят 300 рублей за картинку, и я балансирую между ними в зависимости от задачи и места размещения финального.

А у самой много времени уходит?

Много, я долго ретуширую. Иногда смотрю stories других фотографов из серии: «Сдал 200 картинок за полночи». Я думаю: «Блин, как?!» Я пытаюсь просчитать время, затраченное на одну фотографию, на ретушь, на цвет, и у меня как-то всё же никак не складывается картинка. Как можно 200 фотографий за полночи сделать, не знаю.
Задам наверно последний вопрос: У тебя бывают периоды выгорания?

Да, бывает, когда слишком много снимаешь «невосхитительно», «обыденно» скажем так. Можно подсдохнуть чуть-чуть. В декабре, например, супер много частных съёмок, но они все красивые, какие-то новогодние, нарядные, там вроде нормально, так не сильно устаёшь. Но когда прям такое повседневное коммерческое, тогда можно подзапариться. 
Или если какие-нибудь сложные съёмки подряд попадаются, когда ты прям очень выдыхаешься и физически и эмоционально отдаёшься. 
Но такого, чтобы прям лежать и делать ничего не хотеть - такого у меня не было.


Выгорание это такая трендовая тема сейчас, все выискивают свою степень «выгоревшего», все беспокоятся о балансе, просветлении и т.д. Я просто стараюсь не «расшатываться».

Что ж, кажется мы затронули уже много интересных тем, и пришли к психоэмоциональному состоянию. И пока мы не встали на гвозди, Наталия, хочу тебя поблагодарить, спасибо тебе большое, что уделила мне время. Мы очень здорово пообщались. Я получил заряд на творчество, а то я немного закис с этим.

Слушай, ты периодически создаёшь какое-то творчество, ты идёшь по направлению к своей мечте и своим желаниям, у вас работает Уголок, он прекрасно работает и развивается. Тём, по-моему, у тебя всё круто, у Уголка всё круто, ещё и журнал, который вы теперь запустили. Я очень рада, что у вас такие движения, я очень рада, что вы так трансформируетесь, и какое-то обновление сайта вы тут выкатили недавно. Я в восторге от вас. Желаю дальнейших успехов!
Наталия Цыгина
Талантливый фотограф, жена, мать, собачница и давний друг нашей команды. А с недавнего времени еще и руководитель программы «Техника и искусство фотографии» в Строгановке

@ntsygina
Автор: Марк Романов
Фото: Алексей Шавельев