Главное из мира фотоиндустрии

"Форс-мажоры" в мире искусства

Сегодня мы поговорим с прекрасной девушкой по имени Аида. Аида – юрист, который специализируется на защите интеллектуальной собственности, притом не ограничивается правовыми разбирательствами, но и активно занимается просветительской деятельностью, чтобы доносить до людей из сферы как важно уважать чужой труд и как, в частности, фотографам, защищать результаты своей интеллектуальной деятельности.
Моя жена тоже юрист, да и сам регулярно по работе сталкиваюсь с юридическими вопросами, хочется верить, что я в этом что-то да понимаю, так что наверно я сегодня подходящий собеседник для тебя, и я подготовил несколько вопросов. Начать хотелось бы с вопроса почему ты выбрала именно область интеллектуальной собственности, ведь многим и по сей день кажется, что у нас это не работает?

Я люблю непростые задачки, и, когда уже стало понятно, что я точно буду юристом и не пойду работать в прокуратуру, хотя должна была идти туда изначально, я понимала, что мне нравится красота, эстетика. Я люблю театры, фотографию и всё, что связано с этим, дизайн одежды, мода - это то, что меня вдохновляет и мотивирует. Помимо этого, у меня всегда было очень много друзей - творческих людей в окружении, у которых есть такая особенность, что это люди тонкой душевной организации, они не очень любят споры, выяснение отношений, тем более не умеют защищать свои права абсолютно, то есть им нравится создавать что-то прекрасное, но по части отстаивания своих границ имеются проблемы.

В начале моего пути с темами интеллектуальной собственности были сложности, и поэтому я начала активно заниматься этим вопросом. Плюс часть четвертая гражданского кодекса вступила в своё действие только в 2008 году, а именно эта часть регулирует вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности.

Актуальной практики не было, и нам приходилось подробно объяснять судьям многие практические аспекты. Как-то укоренился в нашем общественном сознании такой стереотип, что фотография это просто - нажал на кнопку и всё. И до сих пор сохраняется местами такое пренебрежительное отношение к работе.

Для меня же намного проще выиграть суд, чем быть моделью или, тем более создать красивую фотографию, создать красивую композицию. Поэтому я уважаю творческий труд, я понимаю, что эта отрасль была новая, абсолютно неизведанная, без сформировавшейся практики. Это был интересный для меня проект, с точки зрения новизны и сложности, потому что всё новое в нашей стране очень сложно входит в жизнь.

Я люблю эстетику и люблю людей, которые создают эту красоту, восхищаясь душой каждого творца, и хочется поддержать его на этом пути. Поэтому я стала вести блог в этом направлении, чтобы заниматься правовым просвещением и доносить основную мысль, что любой труд должен быть уважаем и, либо оплачен, либо, если нарушение состоялось, то конечно же как-то компенсирован.
С какими трудностями тебе пришлось столкнуться на этом пути?

Если мы говорим о моменте, когда я начала, и это было 15 лет назад, когда вступила в действие эта часть Гражданского кодекса, то, честно говоря, я чувствовала себя как инопланетянка. В то время было мало юристов, которые занимались этой отраслью. Когда я рассказывала о том, что можно получить компенсацию за нарушение авторских прав от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, люди буквально крутили пальцем у виска, считая, что это нереально. Убеждение о том, что авторские права не работают в России, было очень распространено, и приходилось постоянно преодолевать это убеждение.

На первом этапе я предлагала бесплатные консультации и услуги, просто чтобы продемонстрировать, что это действительно работает, что существуют механизмы и правила, которые можно применить, и что можно мне довериться.

Сейчас моя репутация и практика, говорят за меня. Если люди видят, что я берусь за дело, они понимают, что у них есть все шансы на успех, и моя репутация помогает убедить их. Но когда я только начинала, репутации не было, и мне приходилось убеждать клиентов буквально «с нуля».

Сфера цифрового маркетинга также только начинала развиваться, и многие считали, что можно свободно использовать изображения из интернета без ограничений. Это было самым распространенным убеждением среди клиентов, что авторские права не действуют, статьи не работают и что можно нарушать их без последствий.

Стоит отметить, что, когда я только начинала, у многих людей были другие приоритеты, и им было сложно осознать важность вопросов нарушения авторских прав. В моем случае, я росла в 90-х годах, когда базовые потребности были приоритетом, и поколение того времени часто не задумывалось о правовых аспектах. Но сейчас, когда многие базовые потребности удовлетворены, люди стали более внимательными к вопросам авторских прав.
Расскажи, как ты начинала нарабатывать практику? Какими были твои первые дела или кейсы? Поделись своими успехами и неудачами.

Самое смешное в этой истории - мое первое судебное дело. В 2008 году я еще не изучала гражданский арбитражный процесс, но решила отправиться в суд. Вдохновленная американскими фильмами, я вступила перед судьей и начала говорить "ваша честь...". И мне очень повезло тогда, так как судья на тот момент выключил диктофон и спросил: "Ты впервые на процессе?". Затем он подсказал мне, что нужно сказать, проверил мои документы и только после этого включил аудиозапись судебного заседания. Через десять лет я встретилась с этим судьей снова, и он узнал меня, улыбнулся.

Мне повезло, что я встретила хороших людей, в этой системе, такие случаи бывают не часто.

Одним из первых дел было дело моей подруги-фотографа. Сначала она не верила, что есть реальная вероятность получить компенсацию за нарушение ее прав. Однако, мы смогли добиться компенсации в досудебном порядке за то, что ее фотографии использовали на рекламном баннере. Тогда я была менее уверена в себе, и мы сумели взыскать символическую сумму, около 10-15 тысяч рублей. Но для меня это было огромным достижением. Сейчас мне смешно вспоминать, как выглядела моя первая претензия с точки зрения визуального оформления и правового обоснования.

Сегодня я всегда вкладываю в текст претензий примеры судебной практики по аналогичным делам, чтобы показать, что я не шучу. Я демонстрирую, что суды придерживаются конкретной позиции и присуждают компенсации, и такая практика устоялась, особенно в вашем регионе. На момент моих первых дел у меня не было таких примеров из практики, я следовала только с помощью своей веры и убежденностью, что я делаю то, что правильно.

На тот момент репутационный риск был менее значим, и, если бы мы обратились к СМИ, чтобы сообщить о нарушении авторских прав, это было бы воспринято с недоумением. Тем не менее, мы смогли решить и эту проблему.

Каждый раз, когда я провожу правовые бранчи или другие мероприятия по правовому просвещению, я задаю вопрос о том, кто был моим первым доверителем. Тот, кто угадывает, получает подарок. Интересно, что мой первый доверитель был профессиональным фотографом, и поэтому я всегда с радостью защищаю права фотографов.
Я видел на твоем сайте кейс, который кажется довольно впечатляющим. Ты смогла добиться компенсации в размере около 800 тысяч рублей за нарушение авторских прав фотографа, произведение которого использовали на принте на футболке. Можешь рассказать подробнее об этом случае?

К сожалению, я не могу назвать бренд или компанию в соответствии с условиями мирового соглашения, которое мы заключили. Но это был крупный российский бренд, который использовал фотографию, принадлежащую Анне Тимошенко, свадебному фотографу. Когда Аня обнаружила это нарушение, она, конечно, не рассчитывала на такую огромную компенсацию. На тот момент она читала мой блог и знала, что обычно компенсации составляют около 100 тысяч рублей за одну фотографию, используемую в рекламе. Однако в этом случае мы решили изменить подход.

Мы учитывали большой объем выпущенных футболок, а также количество раз, которое нарушение было совершено, более того футболка была выпущена в продажу не только в офлайн точках, но и в сети «Интернет», то есть территория реализации товара значительно расширилась самим нарушителем. Мы также аргументировали перед судом, что компания заработала деньги на этом нарушении. Обычно такие аспекты не имеют большого значения, но в данном случае они привлекли внимание суда. Поэтому мы запросили компенсацию в размере миллиона рублей, и это было абсолютно обосновано.

Переговоры начались с предложения компании выплатить 300 тысяч рублей и провести маркетинговое сотрудничество, включая фотосессии для них на сумму еще около 100 тысяч рублей. Однако это не устроило Аню, так как важным фактором для нее было признание нарушения ее прав и получения извинений от компании. Она хотела, чтобы компания признала свою вину и поняла, что ситуация была некорректной. Мы упорно продолжали давить на этот аспект и говорили, что компания не прекратила нарушение и не вступила в досудебное регулирование вовремя.

Благодаря нашим усилиям, нам удалось увеличить компенсацию почти до желаемой суммы. Также, при утверждении мирового соглашения, компания оплатила для меня пребывание в хорошем отеле в Санкт-Петербурге на три дня, билеты и другие расходы. Поэтому мои навыки ведения переговоров сыграли важную роль в этом кейсе.
Имела ли популярность фотографа и размер ее аудитории значение в разрешении спора?

На самом деле, я работаю с фотографами, у которых небольшая аудитория, и взыскиваю компенсации в претензионном порядке. Однако в данном случае роль сыграло то, что как я, так и Аня, являемся блогерами. Мы обе отметили этот бренд в социальных сетях, и это привлекло внимание компании. Они поняли, что это необычная ситуация, и отреагировали оперативнее поскольку оба участника являются блогерами.

Это сделало ситуацию более оперативной, и компания наконец-то вышла на переговоры в досудебном порядке. Важным фактором было то, что мы хотели разрешить спор как можно быстрее, ведение дела в суде могло занять годы и требовало бы значительных временных и финансовых затрат. Если бы мы пошли в суд, то Аня должна была бы оплатить мои расходы на проживание, перелет и так далее, что дополнительно увеличило бы затраты для обеих сторон.

Поэтому в данном случае внимание к нашим блогам и оперативная реакция после наших отметок сыграли важную роль в разрешении спора. Мы всегда стремимся к досудебному урегулированию и оперативным решениям, и в этом случае это дало результат.
Этот кейс выглядит очень интересным и выдающимся. А расскажи с чем приходится сталкиваться в рядовых случаях, какие это случаи и какие суммы взысканий возникают?

Для примера, когда кто-то использует одну фотографию, даже в публикации, стандартно мы начинаем процедуру взыскания. Обычно это занимает около недели, часто 1-2 дня. Допустим, некий паблик использовал фотографию без отметки, особенно в рекламных целях. В таких случаях минимальная компенсация обычно составляет 10 тысяч рублей, а максимальная сумма, которую мне удалось взыскать за подобные нарушения в кратчайшие сроки, составила 70 тысяч рублей за одну фотографию.

Здесь важно понимать, что размер аудитории или количество подписчиков не имеют значения. Основной фактор – это, сам факт использования фотографии, которая является произведением творческого труда. Это важно подчеркнуть, так как именно творческий характер снимка должен быть доказан в судебном процессе. В большинстве случаев, мы предпочитаем решать этот вопрос в досудебном порядке через переговоры, и многие нарушители, услышав слово "претензия" и поняв, что имеют дело с юристами, предпочитают согласиться на добровольную компенсацию.

На рынке существует множество коллег и компаний, которые также взыскивают приличные компенсации за нарушения авторских прав на фотографии. Например, компания "8 Заповедей" является хорошим примером, они построили на этом бизнес. Это серьезная проблема, и многие юристы и адвокаты активно занимаются защитой авторских прав в данной сфере.
Я собрал несколько случаев и хотел бы получить твою реакцию на них. Пожалуйста, дай мне краткую юридическую консультацию, не вдаваясь в подробности. Первый случай: я размещаю свою работу в интернете без каких-либо ограничений. Что могут с ней делать другие?

Другие пользователи могут только смотреть вашу работу, ставить лайки и, в лучшем случае, делать репосты с вашей страницы с обязательным указанием вашего авторства. Все остальные действия, такие как изменение, использование в коммерческих целях или воспроизведение без вашего согласия, являются нарушением авторских прав. Однако вашу работу можно использовать в образовательных или просветительских целях с обязательным указанием вашего авторства.

Существует понятие "свободного использования" в законодательстве, и оно может применяться в случаях, например, создания карикатур, шаржей или использования произведения в юмористических контекстах. Важно отметить, что при использовании вашей работы без указания авторства или при её изменении нарушаются ваши права. Если кто-то перерисовывает вашу фотографию и делает из неё смешной рисунок с юмористическим характером, это может рассматриваться как допустимое свободное использование.

Основной фактор в определении допустимости использования - это наличие юмористического характера и изменений в работе, делающих её отличной от оригинала. В противном случае, нарушение авторских прав может быть подвержено юридической ответственности.

Есть еще возможность использования работы в образовательных целях. Соответственно, если бы твою фотографию использовали в рамках образования, допустим, научной работы какой-то, той же диссертации, писал же диплом, наверное, в университете. И помнишь, как ты брал цитату и писал, что цитата такого-то автора из такого-то журнала. Вот это допустимое свободное использование. При таком использовании должен соблюдаться объем цитирования. Часто информацию используют на радио, в телепередачах, ну, как раз-таки тоже в учебных целях. Но, опять же, нельзя просто взять твой фильм полностью и выпустить его в эфир. Ну и обычные новости, которые мы используем, если это какое-то печатное издание, именно в новостных целях, допустим для того, чтобы довести до всеобщего сведения. Но, соотвестственно, обязательно указывать автора.
Мне тут вспомнилось, я недавно видел видеоролик с Гариком Харламовым. Юмористический, не знаю, может быть, попадался тебе, когда он рассказывает историю из школы. Говорит, тогда фотошоп только появился, и он взял картинку в эротическом жанре и пририсовал туда лицо директора школы и учителя физкультуры. Вот это считается юмористическим или это уже мы в другую зону вообще заходим?

Это мы уже входим в зону деловой репутации. Я тоже занимаюсь защитой таких прав. Это, знаешь, очень тонкая грань между свободным использованием в области интеллектуальной собственности и между защитой чести, достоинства и деловой репутации. Тоже интересная категория споров, которую я защищаю.
Давай следующий кейс. Очень такая частая история. Есть творческая съёмка без документов. Договорились пофотографироваться, ничего не подписали. Как распределяются права на фотографии по итогу? Чьи тут права будут нарушены, если вдруг модель решит продать свои изображения бренду?

Смотри, есть такой момент, что здесь нужно четко понимать, если не было договора, то вопрос о соавторстве у нас в стране очень сложно стоит. Условно говоря, это была творческая съемка, в которой флорист сделала красивую композицию из цветов, а дизайнер предоставил свои платья. То есть с точки зрения логики и флорист, и дизайнер, и фотограф являются соавторами.

С точки зрения судебной практики, будет очень тяжело доказать авторство. И суды идут весьма по формальному пути, указывая, что авторство находится у фотографа.

Но у модели тоже есть право на охрану изображения, в соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса никто не имеет права использовать изображение людей, за исключением случаев, если модель позировала за плату, модельный релиз, или если, допустим, Путин Владимир Владимирович, находился при исполнении своих должностных обязанностей и его сфотографировали. То есть имеется такой перечень, когда можно использовать изображение гражданина без согласия.

Соответственно, если следовать опыту судебной практики, то на компенсацию в случае незаконного использования имеют право два человека:

- это фотограф, чья фотография незаконно использована и нарушены его авторские права, и он имеет право на вознаграждение в соответствии со ст. 1301 ГК РФ.

- и модель, чье изображение было незаконно использовано в соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса.

И если флорист или дизайнер скажут, что ведь их произведения тоже использованы и права авторские нарушены, то очень тяжело будет доказывать в судебном порядке вопрос об их авторстве.

Тот пакет документов, который я создаю и продаю, обычно он самый такой идеальный, например, для фотографа, чтобы никакая модель потом не предъявила к нему требования, почему ты продал журналу мою фотографию, подписывается модельный релиз, и модель в письменном виде дает свое согласие и разрешение фотографу в дальнейшем использовать любыми способами, как ему пожелается, эти фотографии.

И, соответственно, для фотографа в договоре при работе с заказчиками важно прописать, что он является автором, потому что фотографии - это произведения его творческой деятельности.

Но даже если он выполнял эту съемку творческую для какого-то бренда одежды, например, и он не передавал исключительных прав бренду в полном объеме, то он имеет право использовать фотографии как захочет. Если, соответственно, такого договора не было, то, законом устанавливается, что право авторское также остается у фотографа.

Самый распространенный вопрос, который шокирует всегда всех, кто читает мой блог: то есть, погоди, я пришла на съемку, я заплатила фотографу, мы не заключили договор, это что, фотографии теперь не мои? И ты объясняешь логику.

При отсутствии договора, фотограф, если он еще будет злоупотреблять своими правами, такие тоже есть, он может запретить использовать фотографии, допустим, для рекламы, к примеру, бренда.

Поэтому и брендам выгодно заключать договоры, и фотографам очень важно заключать. Фотографам, конечно, меньше, но лучше заключать, чтобы потом не было ситуации, когда тебя заставляют переделывать по пять раз одну и ту же съемку. Или, когда фотографу не заплатили деньги за съемку, без договора взыскать их будет намного сложнее.
Следующий, распространенный кейс - состоялась коммерческая съемка без договора. Вопрос для меня тут в договоренностях без договора. То есть, если это была реально коммерческая съемка без бумажек, имеет ли потом какую-то силу переписка или какие-то другие доказательства, при том, что, с одной стороны, нарушитель, который ведет коммерческую деятельность без договора, а с другой стороны, человек, который нарушает сами договоренности.

Вот здесь… Обожаю. Ситуация классическая. Прям практически каждый день с этим сталкиваюсь. И говорю, ребята, пользуйтесь договорами. Вам не придется тратить деньги на консультации юристов. Это дешевле, чем консультация у хорошего юриста однозначно. Но это распространенная практика в нашей стране. То есть, по идее, произошла коммерческая съемка, но фактически стороны не зафиксировали у кого права, у кого какие нарушения, какие последствия могут быть. То есть, здесь возникают риски в первую очередь у фотографа, что ему не оплатят, либо его заставят переделать фотографии по пять-десять раз.

Со стороны бренда какие риски? Что фотограф не отдаст в соответствии с достигнутыми договоренностями по срокам фотографии. По количеству передаваемых фотографий. Или, к примеру, потом фотограф скажет, а я не получал денег. Бывали такие случаи, когда модели или фотографы отдавали деньги наличными. И никакого подтверждения, даже расписки, никто не давал. Ну и как будем решать? То есть, вот я фотограф, ты бренд. Ты мне говоришь, ты обещала мне сделать фотографию к такому-то числу. Я говорю, ну ты же мне не заплатил деньги. В смысле не заплатил, я же тебе на съемке отдал. Говоришь, нет, ты мне ничего не отдавала. Вот прямо такая ситуация возникает.
А такие часто ситуации возникают?

Когда начинается конфликт, такие ситуации возникают часто. И тут не каждый человек может действовать в соответствии с нормами морали. Тут подключаются нормы права.

Конечно, мне хочется всегда верить в добросовестность сторон. Нас так учили, что право – это искусство, добра и справедливости. Право – это мерило свободы нашей, право – это мерило нашей морали.

Но когда включается конфликтная ситуация, к сожалению, многие люди показывают свою истинную сущность.

И тут с точки зрения закона - нет договора, нет подтверждения оплаты. Докажи, что я тебе оплатил. То есть, представьте, сколько ресурсов нужно будет потом задействовать, эту съемку, показать, что он действительно получил деньги. Или допустим, в дальнейшем, если возникнет суд, потребуется заверять переписку у нотариуса. А сейчас не все нотариусы работают с Инстаграмом. То есть, в Москве единицы нотариусов, которые имеют техническую возможность и заверяют нотариальным протоколом какие-либо доказательства из социальной сети Инстаграм. В Екатеринбурге – один, в Кургане – один. Представьте, насколько сложно найти даже просто специалиста для того, чтобы обеспечить это доказательство в суде. Ну, понятное дело, что, наверное, за какую-то небольшую сумму не произойдет такой ситуации.

Но если это была какая-нибудь рекламная интеграция, к примеру, Максим Сапожников, он сейчас работает с Миланом, с Fendi, с такими крупными брендами. Представьте, он проспит момент, связанный с выходом рекламной интеграции. И какие убытки он нанесет этим брендам. И если не будет договора, то это, конечно же, будет сложно доказать. И потом как-то оправдать свою просрочку по сроку. Поэтому я рекомендую даже начинающим брендам, даже начинающим фотографам для подстраховки иметь договор, как самое важное доказательство.

Возвращаясь к вопросу о переписке: да, переписка имеет юридическую силу. Но для того, чтобы ее приобщить, не все суды просто принимают скриншоты в распечатанном виде. Все суды доброжелательно относятся, только если реальным нотариусом и протоколом заверена эта переписка. И это усложняет жизнь юриста в судебном процессе. А простой скриншот переписки – часто ухудшает восприятие судьи в таких категориях дел. То есть, доказательства уже такие слабоватые. Плюс отсутствие договора и вот позицию по делу выстроить сложно и в глазах суда сторона выглядит бледно.

Плюс еще есть права у модели, как я уже сказала. Не подписан модельный релиз. Ну, хорошо, модель позировала за плату. Действует норма статьи, которая разрешает, что да, если модель позировала заплату, окей. А если плату никак не подтвердить. И модель говорит, мой парень не разрешает показывать, реальный случай, кстати, соски на моей фотографии, когда я снималась для нижнего белья. Удаляйте. А там весь аккаунт из ее фотографии состоит. И бренд говорит, ну, мы же тебе заплатили деньги. В ответ - мы же модельный релиз не подписывали. То есть, возникают дополнительные траты.

И я за тот подход, чтобы чувствовать себя максимально уверенно, максимально безопасно, сохранить свою нервную систему и подписывать договоры, в письменном виде фиксировать на берегу все условия и требования сторон.

Потому что договор – это некая гарантия того, что все, что вы проговорили устно, будет соблюдено. И исполнено точь-в-точь. То есть, со стороны фотографа не будет нарушений в сроках, со стороны заказчика не будет нарушений в части оплаты. И что модель потом не отзовет у вас свое изображение, и вам не придется дополнительную съемку заказывать и затрачивать время и нервы.

Поэтому я за договоры, вот у меня, к примеру, шаблоны договоров стоят довольно комфортно. То есть, пять тысяч рублей за пакет документов, который будет использоваться тобой. Это прям очень хорошая стоимость. И еще кстати, именно для вашего комьюнити,

для тех, кто будет покупать с вашей формы, мы согласовали прям удивительную стоимость. Такой стоимости еще не было ни разу - три с половиной тысячи для вашего формата. Мы предоставляем промокод. Если его используют, можно будет купить документ/пакет, по такой сниженной стоимости. Считаю, что ощущение безопасности, защищенности твоих прав, нервов, стоит намного больше, чем три с половиной тысячи, не знаю, три с половиной тысячи у нас обычно уходят на спортзал с мужем:)
Ты так подробно отвечаешь на вопросы, что закрываешь мои вопросы, которые я еще не успел задать.

Предвосхищаю ожидания моих доверителей всегда. Это тот подход, который помог мне создать юридический бутик. Именно потому, что я люблю максимально заботиться о людях, быть последовательной, просто и понятно с помощью примеров объяснять, чтобы каждый доверитель чувствовал себя безопасно. То есть, он не думал, что он какой-то глупый, что он не знает норм закона.

Я не знаю, как устроен фотоаппарат, или на какую кнопочку нажать, по-честному. И поэтому я тоже люблю, когда на съемках мне показывают, что лучше вот так встань, лучше вот так. Это же не моя основная работа. Я думаю, что каждый должен делать свою работу хорошо и если мы говорим про юриста, то он должен создавать максимально комфортную атмосферу при взаимодействии с доверителем. И, конечно же, чтобы каждый чувствовал, что ему все понятно, он не глупый. Он нормально выглядит в этих отношениях. У нас же есть такие базовые потребности у людей, как быть правым, хорошо выглядеть каждый человек хочет.

И вот это ощущение для меня важно, чтобы каждый доверитель чувствовал себя комфортно, безопасно. Я всегда привожу в пример формат бренда Joe Malone. Когда покупаешь у них продукт, его обязательно упаковывают для тебя, как подарок. Он вкусно пахнет, красивая обертка. И вот этот подход мне очень близок.

Делать все, чтобы у человека действительно возникало ощущение, что о нем позаботились. Поэтому мои договоры, это не просто договор, я отправила все счастливы, все довольны. Там есть инструкция, что сюда внести, что сюда. Можно ли от руки вписать, а можно ли почеркаться. Такие моменты на самом деле важны, чтобы у человека не оставалось вопросов. Он понимал, что супер, я справлюсь с этим договором, это максимально для меня понятная и безопасная конструкция.

Я уверена в своих правах и знаю их, но для доверителей я прямо вношу в пункты договора, например, что такое отчуждение исключительного права? Звучит для тебя понятно, а для фотографа звучит, как что-то там Эники Беники и синхрофазотрон. Поэтому, конечно же, я подробно объясняю суть важных пунктов.

При составлении договора мы придерживаемся индивидуального подхода.

Указываем, например, что, вот такое сообщение лучше написать, допустим, бренду при сотрудничестве, чтобы, например, проговорить, что отчуждение будет стоить конкретную цену, или, к примеру:

Актуально для свадебных фотографов, ситуация – на свадьбу в качестве гостей приглашены первые лица государства или медийные личности, фотографии которых не должны попасть в сеть и вообще публиковаться, то есть заказчик устанавливает запрет на использование этих фотографий.

Но фотограф в договоре сразу предусмотрел условие, что он бы хотел использовать в своем портфолио эти фотографии. Но из-за того, что он не сможет этого сделать, то, условно говоря, конфиденциальность будет стоить столько-то, стоимость услуг фотографа возрастет на 50%, к примеру.

Если доверителю это актуально, то, соответственно, мы это приписываем. И он показывает потенциальному заказчику, что он все знает, он профессионал и законно увеличивает стоимость своих услуг. Потом ко мне приходят и говорят, о, я не знал о таком правиле. Ну вот теперь вы будете увеличивать стоимость своих услуг абсолютно законно и абсолютно честно, заранее на берегу, предупредив о таких условиях сотрудничества.
Наверное, последний вопрос у меня остался, какой первый шаг ты бы посоветовала сделать специалистам на этом пути, на пути легализации своей работы?

У нас две основные проблемы встречаются. Первая заключается в правовом статусе исполнителя. У фотографов, когда начинается какой-то спор, какая-то проблема, исходя из моего опыта, они боятся, а вдруг заказчик пожалуется в налоговую, что я не веду свою деятельность легально, что я принимаю деньги на карточку и все. Такая вероятность существует, и конкуренты иногда, или недоброжелательные, которые остались недовольны сотрудничеством, могут пожаловаться.

Ну и представь свое лицо, когда тебе звонит налоговая. Никто не любит общаться с госорганами, ведь это как правило люди с железным тоном, и иногда кажется, что с толстущим сердцем. В этот момент, конечно же, дискомфорт возникает. И чтобы это предотвратить, я за превентивный подход, за то, чтобы облачить свою деятельность в легальную форму.

Ну ты заранее зарегистрируйся, к примеру, как самозанятый. Это несложно. Инструкцию я могу прислать, можно ей поделиться. И ты можешь спать спокойно и платить 4 или 6 процентов с каждой полученной суммы. При этом никакой отчетности сдавать не надо, всё просто автоматически формируются через приложение «Мой налог». Главное, чтобы ты завел эту сумму. И многие бренды, например, 12 stories, многие крупные российские бренды, они прям с удовольствием сотрудничают с теми фотографами, видеографами, которые зарегистрированы в качестве самозанятого. И у них, как у налоговых агентов, при перечислении со счета денежных средств на карточку, допустим, фотографа, не возникает обязанности платить 13 процентов НДФЛ, налог на доходы физических людей. Они с удовольствием оплачивают 6 процентов, как правило даже плюсом к съемке они платят, которые ты потом оплачиваешь налогом. То есть это прям комфортное сотрудничество для обеих сторон, то есть ты в минус не уходишь, получаешь обговоренную сумму целиком, и не боишься налоговой. А бренд, которому не придется искать наличные деньги, будет тебе только благодарен. И, соответственно, ты выглядишь в глазах таких брендов, с которыми ты хочешь сотрудничать, как серьезный специалист, то есть имиджевая такая история. Это то, с чего я рекомендую начать, хотя бы задуматься о том, как ты хочешь, легально осуществлять деятельность, или бояться потом, что налоговая, к примеру, придет и выпишет тебе штраф 40 тысяч, плюс еще штраф от процента полученного дохода, а такая штрафная санкция возможна.

А второй шаг – это договор. Другими словами, зафиксированные на бумаге условия, по которым ты работаешь с заказчиком. Это гарантия того, что ты точно будешь уверен в оплате услуг и в том, что тебе не придется переделывать несколько раз. Или, что твою фотографию потом не используют тем способом, которым бы тебе не хотелось.
Существуют ли какие-то конструкции, которые позволят тебе действовать и в правовом русле, и без бумажек?

Да, есть вообще классная конструкция. Мы все понимаем, что не всегда носишь с собой договор, по условиям которого ты согласился оказать услуги. Это не очень удобно. Я люблю размещать оферту на сайте и при поступлении запросов, направлять клиентов на сайт. Например, на моем сайте, кстати, предусмотрена возможность записаться на консультацию после ознакомления с офертой, отметить галочкой, что я согласен с условиями оферты. Обязательно должна быть не автоматическая галочка, чтобы пользователь сайта сам ее поставил, это важное требование, которое потом поможет подтвердить, что человек, потребитель, действительно самостоятельно прочитал оферту, и ты за него не поставил эту галочку автоматически. И, соответственно, ссылку на оплату туда прикрепить, предусмотреть автооплату, а она уже позволит сэкономить время.

Я люблю такой подход, который экономит время, и в дальнейшем тебе не нужно запариваться. То есть у меня просто бронируется окошечко после оплаты, как оплата поступает автоматически в моем календаре появляется уведомление, что назначена консультация по такому-то вопросу с таким-то человеком. Вот его контакты, вот ссылка на Zoom. Соответственно, публичная оферта позволит сэкономить время.

То есть факт оплаты привязан технически к сайту, это дополняется хорошей публичной оферты, что в совокупности позволит сэкономить время на бюрократию. Это тоже одна из тех конструкций, которые я люблю и использую в работе.
Спасибо большое, что уделила мне время. Очень интересно с тобой беседовать. Ты приятный собеседник. Но мы прощаемся не надолго, у нас там запланирован еще с тобой подкаст, поэтому, я думаю, некоторые темы вскоре будут раскрыты еще подробнее в наших будущих материалах.

Спасибо и вам огромное, в частности за то, что вы заботитесь о правовом просвещении. Мне кажется, мы вместе делаем очень крутую и полезную работу.
Лайфхаки