Главное из мира фотоиндустрии

Интервью с Ксенией Засецкой

Ксения Засецкая - художник фото и видео, импрессионист в диджитал искусстве
Интервью с Ксенией было то еще приключение, мы два раза созванивались по зуму, из-за ограничения в 45 минут, но это еще не все, первый созвон был довольно комфортным и ржачным.

Мы обсуждали то как треш телевидение и сериалы типа «Слепая», «Час суда» и прочее затягивают нас в свой мир адового кринжа на столько, что оторваться просто невозможно!

А на второй созвон к нашем у диалогу присоединился мой 1,5 годовалый ребенок. Она пыталась разнести комп, жесткие диски, мышь, клавиатуру, вырвать все волосы на моей голове и проверить уровень самых высоких децибелов своего сладкого голосочка. Что я могу сказать о реакции Ксении, она была невероятно терпелива и совершенно спокойна не смотря на то что наблюдала своими глазами варфоломеевскую ночь в трех актах.
Какие ситуации на съёмке для тебя неприемлемы? Что может сделать клиент, чтобы тебя оттолкнуть от процесса?

На самом деле, за весь опыт было столько случаев, что уже ничего не может меня оттолкнуть. Но однажды была ситуация, когда ко мне пришел постоянный клиент и сказал, что будет фотографироваться в платье своей бывшей девушки, потому что для него это важно, чтобы её отпустить и одновременно запомнить. Для меня это было очень странно. Я не до конца понимала, адекватен ли клиент, потому что он начал очень странно себя вести, но это был интересный и забавный опыт, поскольку это был выход из зоны комфорта. Я подстроилась под ситуацию, ведь было необходимо из довольно странных исходных данных сделать что-то классное. И в итоге, к концу съёмки, я уже кайфовала от его чрезмерной открытости, и это было здорово.

Был большой опыт в общении с клиентами, которые говорили о существовании у них рабочей или нерабочей стороны. И конечно с нерабочей стороны их ни в коем случае снимать нельзя никому (как многие считают), но я нашла выход из этой ситуации - снимать через зеркало! Человек терял контроль над тем, какой именно стороной он позирует в камеру, отпускал ситуацию, расслаблялся, и я могла снимать так, как мне нравится.

Вероятнее всего, меня может оттолкнуть открытая агрессия или чрезмерная грубость в мою сторону. Это действительно может остановить процесс.
Очень важный момент, который ты затронула. Я должна задать тебе вопрос: ты считаешь, все-таки существует эта рабочая или нерабочая сторона?

Я считаю, что существуют две разные стороны человека, и обе они прекрасны. Думаю это просто психологически навязанная проекция.

Часто студенты актерских вузов приходят и рассказывают о том, что им когда-то кто-то из фотографов сказал: «Ни в коем случае не фотографируйся с левой стороны, потому что ты похожа на какую-то чу-чу!». Человек цепляется за этот момент, и это остается с ним на всю жизнь. Приходится объяснять: «Нет, слушай, ты себя видишь совсем иначе. Ты же не видишь себя со стороны, когда ты идёшь по улице, стоишь под деревом, любуешься закатом…». Свет же всегда разный, и приходится убеждать, что я сделаю такую схему света, что человек себя не узнает, и посмотрит на себя с другой стороны. Поэтому я очень люблю фотографировать разнопланово, мне кажется, в этом и смысл фотографии - показывать то, что человек не замечает и не видит, это очень важно.
Хотя ты не упомянула это, но мне трудно представить, что кто-то способен нагрубить тебе. Твой образ фотографа в моих глазах так чист и светел, и мне кажется, что твоя энергия соответствует твоему творчеству: волшебная, едва осязаемая и окутывающая всех своей добротой и светом!

У меня есть одна история и я готова ей поделиться, с условием, что главный герой будет упомянут просто как артист.

Очень забавная ситуация, это было лет 7 назад, я проходила практику на съемочной площадке одного российского режиссера, там было очень много известных артистов и один из них очень меня вдохновлял, мне хотелось подойти, завязать знакомство и сделать для него очень крутой портрет.

На площадке была невероятно красивая голубая стена и в течение 6 часов смены я фантазировала, какой же красивый я сделаю портрет на этом прекрасном фоне.

И вот заканчивается сьемка, объявляется перерыв, я бегу к артисту, здороваюсь, представляюсь официальным фотографом бекстейджа, воодушевлено рассказываю о том, как я хочу сделать классный портрет на фоне этой стены и в ответ слышу: «Девочка, иди на хер! Тебе сказали снимать бекстейдж, вот и снимай бекстейдж и с раздражением закрывает перед моим носом дверь»

Я стою в шоке, меня всю трясет от того какая лохушка, что я все сделала неправильно и что же мне теперь делать. Я взяла телевик и остаток смены я фотографировала на него, спрятавшись за каким-то столбом, чтобы артист ни в коем случае меня больше не увидел.

И спустя какое-то время мне приходит сообщение от этого самого артиста: «У вас волшебные работы, очень хотелось бы поработать вместе». Я естественно в шоке, думаю как это вообще возможно, муж вообще сказал: «Ответь так же - иди на хер, я не буду тебя фотографировать!».

Конечно я не могла так ответить и мы назначили день съёмки.

Я очень переживала, думала что если меня узнают, то снова пошлют на хер, но с с того самого момента мы провели уже более шести съёмок и два года назад я решилась рассказать о той истории, что впервые мы познакомились на съемочной площадке, артист конечно был удивлен и смог сказать лишь: «Боже мой, какой кошмар!». И вот это чувство, когда тебя сначала послали, а после высоко оценили твою работу, это конечно очень сильно мотивирует и даёт колоссальный толчок. И честно говоря я рада тому, что меня тогда послали, объясню почему: когда случился первый опыт совместной работы, уже на площадке я узнала, что артист привык к частой смене образов, то есть каждые 5 минут стремился переодеваться, а мне этого времени катастрофически не хватало, я нашла в себе силы быть настойчивой в том, чтобы процесс съёмки строился так, как необходимо мне и ощутила как меня зауважали в этот момент.

...Вообще совет всем фотографам, кто хочет работать с артистами или снимает на съемочных площадках, не подходить как маленький испуганный зверёк, а быть более настойчивыми и уверенными в том, что вы хотите сделать. Трусишек никто не любит, с этим я даже во ВГИКе столкнулась, когда не поступила туда, потому что на теории я все забыла, сидела плакала и преподаватели спросили у меня: «Что с тобой?», а я ответила: «У меня сейчас судьба решается!» и они посмеялись: «Ха-ха судьба решается! Ну иди еще годик погуляй!».

В то же время там были люди, которые совершенно не готовились к экзаменам и поступали за счет напористости и уверенности в себе. И я считаю, это вообще залог любого успеха.
Как ты воспринимаешь свой рост, он медленный и плавный или стремительный и резкий?

Вообще я об этом никогда не думала, в приоритете было развиваться, но когда я поступила в институт я прям почувствовала скачок, было невероятное количество очень крутых ребят на разных курсах: и звукорежиссеры, и режиссеры, и операторы, и журналисты и это был рай новых типажей - общение, съёмки, атмосфера института!

Я конечно очень выросла в этой среде, нашла свой стиль и особые приёмы, путем постоянных экспериментов. А еще я постоянно находилась в споре с мастером, когда я приносила работы с бликами, он говорил: «Это не правильно, это брак!». А я отвечала: «Нет! Это не брак, это красиво, мне нравится!». Он спрашивал: «Почему?» и когда я не могла ответить почему мне это нравится он учил меня это объяснять, выстаивать свою особую философию.

Я фотографировала около 5 лет в студии OBSCUR, это был очень большой рост, потому что мне разрешали делать все, что было необходимо для творчества. Лить воду на пол, приносить перья главное было убрать за собой. Неповторимый опыт в команде единомышленников - визажистов и моделей, которые дарили мощную поддержку моему творчеству.

Однажды был классный момент, я была в Ставрополе, мы собирались в Пятигорск и надо было рано проснуться, чтобы успеть на маршрутку. Я встала в 5 утра, смотрю в телефон, а меня все поздравляют, а я не могу понять почему.

Оказалось что мои балетные работы выставил у себя официальный аккаунт Instagram, я не могла в это поверить! До этого обо мне писал русский аккаунт Instagram, там была рубрика «посоветуй фотографа, который тебя вдохновляет» и один парень из Минска посоветовал мой аккаунт, видимо по такой цепочке это и сработало.

А второй момент был даже не в плане роста, а скорее настоящего признания и гордости за себя. Я также проснулась рано утром, в 6 утра, беру телефон и мне приходит уведомление от Эммануэля Любецки, оператора фильмов "Бёрдман", "Древо Жизни", "Гравитация", "Выживший"… У него три Оскара. В общем он лайкает мне фотографии, а я смотрю на это и думаю: «Какой хороший сон, как здорово!»
Откладываю телефон, засыпаю, просыпаюсь через 10 минут, смотрю уведомления, а он продолжает лайкать мои фотографии.

И тут, приходит последнее уведомление, что он на меня подписался, я закричала на всю квартиру, перепугала родителей, все прибежали ко мне, а я смотрю на них и восторженно кричу: «Представляете что случилось!”, и вот уже почти 5 лет он следит за моим творчеством, у нас происходят небольшие диалоги в директе и это очень здорово!
Что для тебя приносит наибольшее удовлетворение: процесс съемки или обработка и публикация, или же обратная связь после публикации?

Конечно, для меня наибольшее удовлетворение приносит процесс съемки! Бывают случаи, когда в процессе я испытываю такую эйфорию, мы снимаем, взаимодействуем, общаемся и я просто погружаюсь в эту красоту, а после съемки, когда я возвращаюсь домой, мне совсем не хочется отбирать эти фотографии.

На днях я познакомилась с девушкой, которая меня безумно вдохновила, мы сделали очень красивую съёмку с ней. После я отбирала снимки, в итоге выбрала около 120 штук и так устала! Из этих фотографий можно было просто создать фотокнигу, отправить ее в тираж и больше никогда ничего не выкладывать.
Я с тобой совершенно согласна и полностью разделяю твои эмоции. Съемочный процесс - это такой высокий уровень эйфории, что отбор - это такая простая, односложная механика, и она, как будто бы, гасит эмоции.

Да, отбор именно приземляет. На съемке ты находишься в каком-то удивительном мире, выходишь за рамки собственной вселенной, а когда обрабатываешь, то это прям приземляет, как будто тебе топором по голове стучат и говорят: «Вернись, давай в бытовуху! Тебя еще посуда на кухне ждет немытая и бельё надо повесить!»"
Есть ли какой-то стиль сьемки который ты не используешь в своем творчестве, но он тебя безумно завораживает?

Да, Тим Уолкер, я безумно люблю его fashion!

У него есть книга «Tim Walker: Shoot for the Moon», я её купила во время пандемии и просто залипла. У неё такое крутое оформление, его работы напечатаны на совершенно разной бумаге, и ты можешь тактильно ощутить атмосферу фотографий.

В ней представлены и его старые работы, сказочные, а также очень провокационные, снятые на fish-eye, которые изначально меня даже оттолкнули. Но каждый раз, когда я возвращаюсь к этой книге, я понимаю, насколько круто, что он как бы выходит из своего привычного стиля, кардинально меняется, но при этом его почерк не теряется. И это меня очень сильно вдохновляет.

Когда я смотрю португальский Vogue, я считаю, что это вообще лучший Vogue, который есть в нашем мире. Там публикуются фотосъемки, которые мне не всегда близки, и это опять же провокация, такой fashion, от просмотра которого можно получить отрицательные эмоции. Но они настолько крутые, что вдохновляют на новые, собственные идеи. Мне не хочется повторять атмосферу или кадр, но появляются мысли: «А почему я ещё не пробовала вот это? А можно же ещё сделать вот так!»

Салли Ман, мне, наверное, было лет 17, я безумно любила её фотографии и пробовала фотографировать своих братьев в похожей стилистике черно-белых портретов.

Стив Маккари - это идеальный цвет. Просматривая его работы, я всегда стремлюсь найти идеальную цветовую палитру.

Вивиан Майер, знаменитая няня-фотограф, смело снимала интересных прохожих, и она очень сильно повлияла на меня. Я создаю зарисовки, абсолютно не стесняясь прохожих людей. Если человек в кадре мне нравится, я буду стоять и нагло его снимать, и вспоминать о том, что была такая Вивиан Майер, которая ничего не боялась.

А возвращаясь к Тиму Уолкеру, это как раз тот пример, кого мне никогда не хотелось повторить, но тем не менее он безумно меня вдохновляет своей идеологией. Я очень советую посмотреть его короткометражный фильм “The Muse”, про русалку, которая живет в аквариуме, а главный герой, которого играет Бен Уишоу, пытается её как-то освободить, фотографирует её. Я очень люблю это видео, для меня это что-то невероятное! Ещё есть очень классное видео с Тильдой Суинтон, снятое на плёнку.
Есть ли какой-то персонаж/личность, которого ты мечтаешь получить в свои кадры?

Ой даа. Марион Котийяр, просто первая в списке!

Тильда Суинтон, Рейф Файнс, при чем с ним была очень забавная ситуация, мы с мужем были в Питере, нас позвали в академию А.Л. Штиглица, погулять, поснимать, посмотреть.

В общем мы стоим на территории академии и видим как вдалеке идут женщина и мужчина и я говорю: «Блин, как мужик похож на Рейфа Файнса!» и муж отвечает: «Ого, да!». Они приближаются и мы слышим, что они ведут диалог на английском, я поворачиваюсь к Марку, мы с минуту смотрим друг на друга, пара тем временем проходит мимо нас и вдруг Марк говорит: «Беги!», и я побежала.

Подбегаю и выпаливаю: «Hello! Can I take a photo with you?” Они сначала отказали, но спустя время женщина подошла к нам и предложила сделать одну общую фотографию, это было очень круто. Оказалось он снимал тогда свой фильм «Нуреев. Белый ворон» и как раз присматривал локации.

Эдриан Броуди, Омар Си - любовь моя!

......Из Российских артистов это Константин Хабенский, Елизавета Боярская.
Как ты относишься к развитию искусственного интеллекта? Это помощь или читерство?

Сначала, меня, как человека, который создаёт все визуальные эффекты в моменте съемки, искусственный интеллект конечно оттолкнул. Я подумала - «Ну вот как же так, человек может вставить чаек, как будто это так и было, а я заморачиваюсь с этим хлебом и временем, когда лучше всего снимать этих чаек и так далее».

Но меня впечатлила одна ситуация: в этом году на международном конкурсе фотографии победила черно-белая фотография, созданная с помощью искусственного интеллекта. Создатель фото признался в этом, когда ему вручали награду, от которой он и отказался именно по этой причине. Все были в шоке от того, что это стало возможным, что фотография, созданная AI, победила на конкурсе.

Я считаю, что это новый виток в искусстве, так же было ранее с художниками: один стиль сменял другой, при этом предыдущий стиль оставался и имел право на существование. Людей, которые используют AI грамотно и создают действительно впечатляющие работы не много, и это здорово. Я считаю, что это полезная и классная вещь, к которой, как и ко всему новому, надо подходить с умом.
Было ли какое то предложение по работе от которого ты отказалась/приняла и пожалела?

Да. В 2019 году в Москву прилетала Джессика Честейн, на какую-то премьеру, и я могла целых два дня сопровождать её, снимая репортаж. Единственное, что права на фотографии сразу же забирали.

Но у меня были билеты в Италию и заранее согласованная там работа. А сейчас, спустя время, стало понятно, что результат этой работы не столь важен и я искренне сожалею о том, что тогда поступила честно и не отменила тот заказ в пользу возможности поработать с Джессикой.
Расскажи о своих предпочтениях в технике.

Я снимаю на Canon уже 13 лет и когда у них еще не было беззеркалок, тогда для видео я брала Sony A72 и мне нравилось, как она снимает в спокойных серых тонах, зато потом красишь видео как нравится и это здорово. А сейчас я всё снимаю на Canon и фото и видео и полностью довольна результатом. Я бы с радостью стала их амбассадором, но сейчас это фактически невозможно, потому что Canon ушли с российского рынка.
Возможно ли привить хороший художественный вкус человеку, если его изначально нет?

Если у человека есть желание меняться, узнавать что-то новое, кардинально менять свой взгляд на жизнь и искусство, то, конечно, человек достигнет результата.

Вкус формируется либо в детстве, либо в осознанном возрасте, исключительно по собственному желанию. Просто знаешь, мне кажется, в нашей стране, особенно у очень многих людей, есть такой пунктик, что учиться это позорно, когда ты уже во взрослом возрасте.
Важно ли показывать себя в профиле? Важно, чтобы зритель знал автора в лицо?

Я очень редко выкладываю личные фотографии, потому что считаю, что мои работы гораздо больше расскажут обо мне. Просто еще в Instagram, многие выкладывают себя, пытаясь показаться хорошими, чтобы кто-то полюбил их. Зрители ждут, чтобы ты обязательно сказал "Доброе утро" и рассказал, как проходит твой день.

Раньше не было соцсетей и в мире творился полный треш, все себя вели так как считали нужным. Гениальные люди и творцы могли быть совершенно разными, кто-то был по-настоящему хорошим, кто-то полным подонком, но спустя большое количество времени мы вспоминаем не о их личности, а о их творчестве. Результат творчества формирует для нас представление о том каким на самом деле был этот человек. Я думаю совсем не обязательно тратить свой ресурс на то чтобы понравиться другим, лучше потратить его на создание чего-то интересного и нового, на свой творческий рост.

...Те, кто часто выкладывает себя и разговаривает на камеру, как вправило преследуют цель создать из своего имени собственный бренд, и это похвально.

Мне же хочется некоторой замкнутости, отстраненности, таким образом я наполняю свой ресурс.

Существуют люди, для которых общение перед камерой - это их призвание, их обаяние и харизма цепляют зрителей,за ними хочется наблюдать, но к сожалению из-за этого иногда их работы уходят на второй план.
События