Объявлены победители 13-го ежегодного конкурса подводной фотографии «Ocean Art»!
Главный приз «Лучший на выставке» достался фотографу Эдуардо Лабату за его завораживающий снимок белоперых рифовых акул у берегов Мексики. Конкурс также определил лучших в 13 номинациях, среди которых «Широкий угол», «Макро», «Поведение морской жизни», «Портрет», «Холодная вода» и другие. Ugoloc делится с вами самыми впечатляющими кадрами этого года.
«Это было наше последнее погружение в тот день, солнце уже клонилось к закату. В Roca Partida белоперые акулы собираются небольшими группами на разных выступах скальной формации», — рассказывает Эдуардо Лабат. Его снимок под названием «Танцующие белые кончики» запечатлел этот редкий момент.

«Когда я увидел большую группу акул на глубине около 25 футов, они просто плыли вместе, не проявляя признаков охоты или агрессии. Я медленно поднялся и завис над ними, чтобы сделать снимок», — делится победитель.
Эта работа принесла Лабату титул «Лучший на выставке», а также первое место в номинации «Черно-белое» конкурса «Искусство океана» 2024 года.
Лабат сделал снимок с помощью камеры Sony A6600 с объективом Tokina 10-17mm F/3.5-4.5 FishEye, используя корпус Nauticam и вспышки Sea & Sea YS-DE Duo. Настройки камеры: выдержка 1/160 секунды, диафрагма F/4, ISO 640.
Широкий угол

В номинации «Широкий угол» победителем стал кадр «Свет» фотографа Хванхи Кима, сделанный в Ранчо Вьехо, Мексика. «После сильных дождей вода приобрела необычный оттенок, а солнечный свет пронзал её, создавая волшебную картину», — делится автор.
Его снимок был сделан на Nikon D850 с аквабоксом Nauticam и объективом Nikon 8-15mm.
«За неделю до того, как я сделал этот снимок, в Канкуне прошли сильные дожди. Дождь обычно является проблемой для подводной фотографии, но в этом случае он создал яркие оттенки, которые редко можно увидеть под водой. Солнечный свет с его сильной жизненной силой пронзил красноватые воды, открыв волшебный момент. Свет служил связью между землей и подводным миром, а также между природой и людьми. Я чувствовал себя привилегированным, став свидетелем этой красоты, и мне повезло, что я смог ее задокументировать», — заявил автор.
Кадр Джулиана Гюнтера под названием «Восход синего солнца» занял второе место в этой номинации:

«Эта фотография была сделана по профессиональной лицензии на фотосъемку, выданной правительством Аргентины, и под непосредственным контролем аргентинских властей. Она была сделана с использованием окружающего света, так как вспышки могут беспокоить животных и часто в любом случае взрывают взвешенные частицы», — заявил Джулиан Гюнтер.
Снимок был выполнен с использованием камеры Sony A1 в сочетании с объективом Sony 16-35mm F/2.8 и аквабоксом Nauticam A1. Параметры съёмки: диафрагма F/8, выдержка 1/250 секунды, ISO 1000.
Снимок был выполнен с использованием камеры Sony A1 в сочетании с объективом Sony 16-35mm F/2.8 и аквабоксом Nauticam A1. Параметры съёмки: диафрагма F/8, выдержка 1/250 секунды, ISO 1000.
На третьем месте оказался кадр под названием «Где Уолдо», автором которого является фотограф Тодд Аки. Снимок был сделан на Бали, Индонезия:

«Приятно иметь жену, которая мирится с тем, что она моя модель. Работа моделью редко бывает веселой. Пытаться оставаться в определенном положении в потоке, следить за своим дыханием, следовать указаниям рук, когда ты не можешь смотреть в камеру, — это тяжелая работа. К счастью, этот снимок был относительно легким для моей жены. Ей просто нужно было быть очень спокойной», — указано в карточке фотографии. Для снимка использовалась камера Canon EOS 7D в корпусе Nauticam и объектив Tokina 10-17.
Макро
Первое место занял снимок «Молодая летучая мышь» фотографа Адама Мартина:

«На глубине 25 метров у берегов Туламбена, Бали, Индонезия, я обнаружил эту молодую летучую мышь. Свет идеально подчеркнул текстуру и структуру её тела, акцентируя внимание на изящных линиях и насыщенной окраске», — рассказал автор снимка. Для съёмки использовалась камера Sony A7RV с макрообъективом Canon 100mm в корпусе Nauticam.
Кадр «Узорчатое безопасное убежище» фотографа Имоджен Манинс занял второе место в этой номинации:

Этот снимок был сделан с использованием камеры OM-1 и объектива M.Zuiko 60mm, а также вспышек Sea & Sea YS-D3 в сочетании с аквабоксом Nauticam.
«В темных ночных водах залива Порт-Филлип я решил исследовать среду обитания мелких существ, питающихся беспозвоночными. При осмотре лестничной асцидии я наткнулся на карликового «кожаного жакета» размером около 20 мм. Его сильно сжатое тело с уникальным рисунком глазков идеально гармонировало с окружающей средой», — рассказывает автор кадра на официальном сайте конкурса.
«В темных ночных водах залива Порт-Филлип я решил исследовать среду обитания мелких существ, питающихся беспозвоночными. При осмотре лестничной асцидии я наткнулся на карликового «кожаного жакета» размером около 20 мм. Его сильно сжатое тело с уникальным рисунком глазков идеально гармонировало с окружающей средой», — рассказывает автор кадра на официальном сайте конкурса.
Третье место в номинации «Макро» завоевала фотография под названием «Бубненькая креветка».

«Как и в случае со всеми крошечными подвижными объектами, главная сложность состояла в поиске оптимального положения креветки и правильной расстановке вспышек для создания выразительных теней, улучшающих изображение», — отмечается в описании работы.
Для съёмки использовалась зеркальная камера Nikon D500 с объективом Nikkor 60mm. Параметры: диафрагма F/25, выдержка 1/250 секунды, ISO 100.
Для съёмки использовалась зеркальная камера Nikon D500 с объективом Nikkor 60mm. Параметры: диафрагма F/25, выдержка 1/250 секунды, ISO 100.
Еще один примечательный снимок в этой номинации — «Четыре глаза».

«Рыбы-анемоны всегда в движении; они открывают рот всего на мгновение, что делает процесс съемки паразитов внутри чрезвычайно сложным. Фокусировка на таких быстро движущихся объектах требует большого терпения и удачи. Поймать нужный момент, когда рыба-анемон открывает рот, оказалось невероятно сложно, поэтому я сделал несколько последовательных кадров, чтобы запечатлеть этот эпизод. Считаю, что мне очень повезло с этим снимком», — говорится в описании работы.
Почетное место в этой номинации досталось кадру «Синхронность».

«Желобчатые рыбы-бритвы (Centriscus scutatus) обитают в песчаных зонах и обычно держатся группами. Они передвигаются синхронно, образуя плотные ряды и наклоняясь почти одинаково друг к другу, как показано на снимке. Такое поведение, вероятно, помогает им избежать хищников, затрудняя выделение отдельных особей», — отметил автор. Для съемки использовалась камера Nikon D850 с объективом Nikon AF-S VR Micro-Nikkor 105mm F/2.8G IF-ED.
Снимок сделан на камеру Canon EOS R5 и объектив Canon EF-S 60mm F/2.8 Macro USM. Также в распоряжении фотографа было три прибора: два INON Z330 и один RG Blue S02RE-SNC.
Снимок сделан на камеру Canon EOS R5 и объектив Canon EF-S 60mm F/2.8 Macro USM. Также в распоряжении фотографа было три прибора: два INON Z330 и один RG Blue S02RE-SNC.
Поведение морской жизни
Первое место занял снимок «Рожденный изо рта» фотографа Йоичи Сато.

«Я был счастливым свидетелем редкого момента вылупления крошечного существа. Летней ночью, когда большинство морских обитателей отдыхали, самец Ostorhinchus properuptus, завершивший недельный инкубационный период, аккуратно выпустил рой личинок изо рта. Чтобы свести к минимуму стресс для рыб, я наблюдал за процессом при мягком красном освещении. В критический момент вылупления я использовал специальную настройку, которая автоматически отключала красный свет при срабатывании вспышки. Это позволило избежать нежелательных цветовых искажений на снимке и запечатлеть момент в его естественной красе», — поделился Йоичи Сато.
Снимок сделан на камеру Canon EOS R5 и объектив Canon EF-S 60mm F/2.8 Macro USM. Также в распоряжении фотографа было три прибора: два INON Z330 и один RG Blue S02RE-SNC.
Второе место занял кадр «драки», который сделала Рэйко Такахаши в Садо, Япония:

«Место для дайвинга под названием «Акаива» считается священным для азиатского овцеголового губана. На снимке запечатлены два самца, вступившие в борьбу за территорию. Победителем стал самец с более широким ртом, который является главным в этом районе. Его зовут «Ямато», — отмечает фотограф.
Портрет
Победил кадр с названием «Исключительная доставка», сделанный фотографом Стефано Сербаи

«Во время медового месяца в Австралии мы посетили множество удивительных мест, и одним из самых захватывающих стала Южная Австралия. Там у меня появилась возможность погрузиться в воду в поисках неуловимого морского дракона — существа, увидеть которое я мечтал долгие годы. Мне повезло не только найти и понаблюдать за ним, но и запечатлеть момент, когда он нес свои яйца на спине возле хвоста. Этот опыт стал исполнением мечты», — делится фотограф.
Кадр сделан на камеру Nikon D7200 с объективом Tokina 10-17mm и вспышкой.
Кадр сделан на камеру Nikon D7200 с объективом Tokina 10-17mm и вспышкой.
Фотограф Эдуардо Асеведо завоевал второе место в этой номинации со своим снимком «Синее лицо».

«Идеальные условия для съёмки возникают, когда море становится спокойным, солнце находится в нужном положении между 9:30 и 11:00 утра, а ветер полностью стих. Достичь всех этих условий в дикой природе невероятно сложно, и я очень ценю этот редкий момент. Этот кадр удалось сделать благодаря специальному разрешению, выданному Министерством экологического перехода Испании», — рассказал фотограф.
Кадр сделан на камеру Canon 5D Mark IV и оптику Canon 15mm.
Кадр сделан на камеру Canon 5D Mark IV и оптику Canon 15mm.
Холодная вода
Победителем стал кадр «Любопытный баклан», созданный фотографом Джеймсом Эмери.

«Во время погружения в Монтерее я снимал поля Metridium, когда внезапно к нам подплыл баклан. К моему удивлению, он начал поклёвывать голову моей жены, однако она оставалась совершенно спокойной. Я приблизился, чтобы сделать несколько снимков, после чего птица переключила внимание на отражение в куполе моего порта. Баклан оставался рядом около 20 минут, периодически всплывая за воздухом и снова возвращаясь, чтобы изучить нас. Это был невероятно увлекательный и забавный момент», — делится фотограф.
Для съёмки использовалась камера Sony A7 III с объективом Canon 8-15mm и адаптером Metabones, а также стробоскопы Kraken KS160.
Для съёмки использовалась камера Sony A7 III с объективом Canon 8-15mm и адаптером Metabones, а также стробоскопы Kraken KS160.
Голожаберные
Победителем стал фотограф Борут Фурлан с работой «Голожаберники с капюшоном».

«В октябре 2024 года я впервые посетил остров Ванкувер и Канаду в целом. Не имея достаточного опыта в этом регионе, я решил использовать широкоугольный зум-объектив, который позволял запечатлеть разнообразные сцены. Этот выбор оказался удачным, так как я смог сфотографировать широкий спектр объектов. Когда я добрался до леса водорослей, где обитали капюшонные голожаберники, я был поражён. Никогда ранее я не видел такого скопления этих существ — тысячи особей заполонили дно, водоросли и даже свободно плавали. Я сделал сотни кадров, и этот снимок стал одним из лучших в серии», — поделился автор.
Blackwater
Победителем стал снимок «Охота», сделанный Кюнгшином Кимом.

«Во время ночного погружения в черных водах Анилао в ноябре прошлого года я заметил двух кальмаров, которые, казалось, были в процессе спаривания. Однако, присмотревшись, я понял, что один из них поедает другого, меньшего по размеру. Каннибализм среди кальмаров — явление известное, но редко удается заснять такой момент во время ночных погружений. Я внимательно следил за происходящим и сделал несколько снимков. Спустя примерно 10 минут окраска меньшего кальмара начала тускнеть, и он выпустил чернильное облако. Вскоре после этого хищник уплыл, а его жертва медленно погрузилась в глубину», — делится фотограф.
Снимок выполнен с помощью камеры Nikon Z8 и макрообъектива Nikon 60mm.
Снимок выполнен с помощью камеры Nikon Z8 и макрообъектива Nikon 60mm.
Подводная консервация
Кадр победителя получил название «Тонущий в пластике», а сделала его Кимбер Гринвуд.

«Этот снимок был сделан в рамках инициативы Совета Флориды Спрингс, направленной на повышение осведомленности о последствиях промышленного розлива воды для местных источников. Каждый час на заводах по розливу производится свыше 18 000 бутылок воды, и такие предприятия часто находятся в непосредственной близости от природных источников. Эти бутылки не только загрязняют окружающую среду микропластиком и заполняют свалки, но и процесс добычи «родниковой воды» истощает водоносный горизонт Флориды, что приводит к снижению уровня воды и ухудшению состояния рек и источников», — отмечает автор снимка.
Компактное поведение

«На Большом Барьерном рифе, Австралия, удалось запечатлеть губана-чистильщика и пеструю ящерообразную рыбу в момент их симбиотического взаимодействия. Оба вида получают взаимную выгоду: губан-чистильщик очищает более крупную рыбу, удаляя омертвевшую кожу и паразитов, в то время как ящерообразная рыба остается здоровой и ухоженной. Обычно эти рыбы достаточно пугливы и не подпускают фотографов близко, однако эта особь спокойно позировала во время чистки. Особенно впечатляло, как небольшие рыбы свободно перемещались по телу ящерообразной рыбы, даже заплывая ей в рот, что свидетельствует об их полном доверии. В конечном итоге одна из них даже устроилась на голове более крупной рыбы, создавая потрясающий кадр!», — пишет автор фотографии.
Компактное макро
В номинации победила работа фотографа Наоми Спрингетт под названием «Длинноносая рыба-ястреб».

«Во время нашего медового месяца мы отправились в дайвинг-тур на Большом Барьерном рифе, и именно тогда мне удалось сделать этот кадр. Погружение оказалось одним из самых впечатляющих за всю поездку: пышный коралловый бомми был буквально наполнен макро-жизнью. Длинноносая рыба-ястреб (Oxycirrhites typus) гордо восседала на черном солнечном коралле (Tubastraea micranthus) и, к моему счастью, не проявляла беспокойства, позволяя мне запечатлеть её на нескольких снимках, прежде чем уплыть», — рассказывает фотограф на официальном сайте конкурса.
Подводная мода
Первое место занял кадр «Да здравствует королева!», сделанный Люси Дрликова

«Эта фотография является частью моего личного проекта Once Upon a Dream in Waterland, над которым я работаю уже 7 лет. Этот проект представляет собой возвращение к моим детским мечтам. Все костюмы, сцены и реквизит сделаны мной вручную», — пишет автор снимка.
Использовалась камера Nikon D810 с объективом Nikon 17-35mm F/2.8. А также приборы стробоскопы Subtronic.
Использовалась камера Nikon D810 с объективом Nikon 17-35mm F/2.8. А также приборы стробоскопы Subtronic.
Подводное цифровое искусство
В номинации победил кадр под названием «Желание».

«Море в Согвипхо, где был сделан этот снимок, — это место, которое занимает особое место в моем сердце и наполняет меня тёплыми воспоминаниями. Однако условия для подводной съёмки здесь далеки от идеальных: вода часто мутная, а течения довольно сильные. В отличие от других мест, Согвипхо столкнулся с дополнительными трудностями, такими как повышение температуры воды и нехватка объектов для съёмки, что делает процесс особенно сложным. Я задумался о том, как можно показать красоту морских обитателей этого региона. Мне пришла идея использовать свет в качестве фона, чтобы подчеркнуть очарование подводного мира. Я выбрал наилучшее время года для съёмки и провел множество часов, наблюдая за бычками-голубыми ханами, чтобы поймать их в нужный момент», — делится автор кадра.
Использовалась камера Nikon D850, а также макрообъектив Nikon 60mm.
Использовалась камера Nikon D850, а также макрообъектив Nikon 60mm.
На второе место в этой номинации вышел снимок «Огненные дети», созданный фотографом Дженни Сток с использованием камеры Sony A1.

«Во время погружения в Atlantis Dumaguete я осторожно приблизился к самцу, несущему икру. Я терпеливо ждал, пока он приоткроет рот, чтобы дать воздух своим будущим малышам. Позже, работая в Photoshop, мне пришла идея подчеркнуть ярко-оранжевый цвет кардинала, создав эффект пламени. Я добавил элементы дыма и огня, чтобы усилить художественную выразительность кадра. Огромная благодарность Norway Luardo за его профессиональные навыки гида в Atlantis Dumaguete», — делится фотограф.