Главное из мира фотоиндустрии

Мари Лядова: "Она отказалась от бесплатной съёмки и заплатила мне около 500$"

Как ты пришла к своей профессии?

Я училась в модельной школе и уже тогда понимала, что мне не нравится быть перед камерой. На тот момент мой молодой человек был фотографом. Я часто присутствовала на его съёмках в качестве ассистента и один раз решила попробовать поснимать. Он меня поддержал и сказал, что у меня круто получается. Был момент, когда я ему говорила: «Вот так красивее, сними так…» Сейчас вспоминаю и думаю, как он меня тогда не убил за это.
Что сподвигло тебя к переезду?

Я всю жизнь путешествую, и мне сложно задержаться надолго в какой-либо стране. Обычно, меня зовут на проекты, и я улетаю в ту страну, где этот проект находится и могу в итоге остаться там. Либо клиенты приглашают и, опять же, я остаюсь, или просто улетаю, потому что хочу сменить обстановку, что-то посмотреть, ну и с собой всегда камера и ноутбук.
С какими сложностями ты сталкивалась в новых странах?

Считаю, что всё всегда можно решить. Любая сложность – опыт. Если я что-то не знаю, иду и узнаю, что и как. И уже думаю, готова ли я на риски или лучше с кем-то договориться. Конечно, стоит узнавать заранее о менталитете местных, где можно снимать, а где нет и что может тебе грозить. Например, когда я работала в Таиланде, там каждый мог тебя сдать, рассказать, что ты – фотограф. Особенно часто так делают иностранцы, поэтому я работала исключительно с русскими. Ну а бояться языкового барьера = лишать себя возможностей.
Первые шаги на новом месте: с чего стоит начать?

Развивать личный бренд всегда и везде! Знакомиться с людьми, находить новые контакты, без стеснения говорить, чем вы занимаетесь.

Например, я хожу в заведения поесть, нахожу их по картам или в инстаграме. Вижу, что они выкладывают и снимаю красивый контент, а затем отмечаю их. Они репостят и ко мне переходят люди. Понятно, что это не должна быть забегаловка, а место, более приближенное к вашей ЦА.

Шаг 1: недавно в Стамбуле я просто сходила в ресторан на завтрак и отметила его в сторис. Помимо того, что они взяли фото к себе и предложили свои плюшки типа снять для них контент, от их аккаунта перешло около 200 человек и из них 17 запросов на съёмку, и это не русская аудитория.

Шаг 2: если пока страшновато писать блогерам или звездам, пишите стилистам и визажистам, тем, кто работает с людьми, с которыми вы хотите поработать, и предложите им съёмку. Так вы наладите контакт и, возможно, их клиенты вас увидят. Либо специалист начнёт вас советовать, а может вы затем через него сможете выйти на тех, кого хотите поснимать.

Шаг 3: раньше покупала какие-то вещи местных популярных брендов, которые сама буду носить, и делала творческую съёмку с ними. Отмечала бренд, они постили к себе, и вот опять о тебе говорят. Я писала брендам и говорила, что офигенно сниму их коллекцию. Предлагала сразу идею и делала это за то, чтобы они меня отметили. Ну и ещё не забывайте о геолокации и хэштегах.
Как ты справляешься с языковым барьером?

На данный момент я разговариваю на 7 языках, но так было не всегда. Когда-то я не знала, например, английский и как раз прилетела на Бали. Я очень хотела поснимать смуглую девушку с афро-прической. Смотрю, лежит она на пляже, но я так засмущалась подходить, так как не владею английским от слова совсем…

Ну и отлично! Чем сложнее ситуация, тем интереснее! Я подхожу к ней и говорю кое-как: «Хэллоу, ай вонт ю щёлк-щёлк, итс фри, 5 минут пожалуйста», c чистым русским акцентом. Она согласилась! Мы поснимали 5 минут у океана, я ей скинула фото и ей понравились.

На следующий день она пишет мне с предложением коммерческой съёмки для бренда одежды. Опачки! А вот это съёмка посерьёзнее. Выучила, значит, я «лук ат ми», и все последующие часы я повторяла это «лук ат ми» и показывала позы на себе. Я поняла, что не важно, знаешь ты язык или нет, язык «Тарзана» везде и во всём поможет, главное – хотеть.
Расскажи про свой первый опыт съёмки за границей.

Самая первая творческая съёмка случилась в Турции. Я полетела на отдых и просто поставила геолокацию Мне написала девушка, что хочет съёмку и оказалась она в соседнем отеле, плюс сегодня её последний день на отдыхе. Я пулей побежала за камерой и пошла снимать. Потом от неё пришли на коммерцию 2 человека, считайте заработала, но уже в другой стране.

Была первая и случайная съемка на коммерции. Не помню, где это было, но мне понравилась девушка на улице. Я снова подошла, не зная английского, мне было не важно на каком языке, но как-нибудь изъяснюсь. И, о боги, она говорила на немецком, а я на нём свободно разговариваю. Предложила ей посниматься и на следующий день мы провели съемку. В конце она спрашивает, сколько она мне должна. У меня шок. Я же снимала для себя, как творчество… Она отказалась от бесплатной съёмки и заплатила мне около 500$.
Начинать с «чистого листа»: плюсы и минусы?

Так как я часто путешествую, можно сказать, что я всё время начинаю с чистого листа и в этом мне помогает личный бренд. В критических ситуациях мозг начинает быстрее думать, а это постоянное развитие и существенный плюс.

Минус в том, что мои клиенты не всегда понимают где я, но есть и плюс из – они летят ко мне. Единственное, что каждый раз напрягает – изучать, где можно снимать, а где нет. Иногда может и огромный штраф прилететь, в худшем случае грозит не только штраф, а и депортация, а это, мягко говоря, не очень-то приятно.
Если бы была возможность телепортироваться в любое место на земле и погрузиться в творческий процесс, куда бы вы отправились?

В каждой стране есть свой шарм, поэтому нет такого определённого места, куда хотелось бы больше всего.
Ваш взгляд на заимствование идей. Учиться нужно у себя или других людей?

Лично, я считаю, что повторять – неплохо, а, наоборот, классно, но с одной оговоркой: это не должно быть идентичным. Честно признаюсь, в начале своего пути я повторяла референсы один в один, чтобы понять, как это было снято. Эти работы я никуда не выкладывала и получала бесценный опыт.

Повторять один в один и выкладывать – нехорошо, в таких кадрах нет вас и вашего видения. Когда ты повторяешь – ты учишься, начинаешь понимать, что и как тебе нравится и потихоньку меняешь концепцию на свой лад. В этом случае заимствовать будет даже полезно.
Творческие планы на будущее. Чему хотела бы ещё обучиться?

Сейчас всё больше погружаюсь в историю искусства и моды. Это позволяет расширить горизонты видения своего творчества.
Дай рекомендации тем, кто только начинает свой путь.

1. НЕ СНИМАТЬ КАК ВСЕ! Снимать только, как хочется именно тебе и не думать: «но ведь людям нравится вот-то или вот так…». Если вы будете снимать то, что хотят люди, вы перестанете самовыражаться творчески.

2. НЕ повторять за кем-либо. Повторять без внедрения своего видения = убить в себе творчество и стать просто копией. К вам, в любом случае, придут за вашим виденьем.

Когда я была в Стамбуле, у меня состоялся очень интересный разговор с одной из моих учениц, которая туда переехала. Большинство фотографов в Стамбуле снимают одинаково: коричневая обработка, одни и те же локации, одни и те же образы. Я зашла поискать фотографов и действительно промелькнула мысль, что где-то я это уже видела. И как клиенту выбирать?

3. НИЧЕГО не бояться. Особенно писать кому-то с предложением о сотрудничестве. По голове никто не ударит за спрос.

4. НЕ обесценивать себя и свои достижения. Часто это желание появляется, когда мы сравниваем свои работы с работами других фотографов. Мы не всегда знаем, через что прошёл этот человек, сколько он учился, сколько лет снимает и какие шишки он набил.

5. Быть всегда лучшей версией ТОЛЬКО СЕБЯ. У меня в самом начале пути был момент, когда я всё хотела повторить кадр, но он у меня никак не выходил. Я уже думала, что фотография – не моё, ведь у меня не получается. Но лично я очень упертая и в итоге кадр получился, правда на 6-ю съёмку.
События