Главное из мира фотоиндустрии

История календарей Pirelli

Ежегодный выпуск календарей Pirelli – важное событие для визуальной индустрии. Как календари, выпускаемые компанией-производителем шин, приобрели такую значимость в фотографии разбираемся в статье.
История календарей началась с маркетингового отдела компании. Идея принадлежала Дереку Форсайту, специалисту по рекламе и связям с общественностью. Компании-конкуренты Pirelli уже выпускали свои версии календарей, рассчитанные на аудиторию водителей-дальнобойщиков. Они клеили календари с полуобнаженными моделями на шкафчики или в автомастерские.

Идея Форсайта заключалась в том, что нужно создать элитные версии календарей, сделать их искусством, которое привлекало бы другую аудиторию.

В 1963 году были проведены первые съемки для календаря. Фотографом стал Теренс Донован. Он снимал моделей на фоне авто с деталями Pirelli. Календарь тогда так и не был издан.

В 1964 году компания повторила попытку, пригласив в качестве фотографа Роберта Фримана (фотограф The Beatles). Первый выпуск был снят на пляже Майорки.
Pirelli 1964. Моделью была Сонни Дрэйн, фотограф - Роберт Фриман.
Pirelli 1964. Модель Джейн Ламб
Pirelli 1964.
Pirelli 1964. Бэкстейдж со съемки.
Календарь 1964 получился удачным: организаторы попали в соответствующий тому времени типаж фото, сделали календарь сексуальным, но не пошлым. После этого компания стала ежегодно приглашать фотографов для съемок.

На протяжении всей своей работы в Pirelli Форсайт стремился использовать фотографов с «изюминкой».

Знаковым выпуском стало издание 1972 года. Pirelli обвиняли в излишней сексуализированности, поэтому Дерек Форсайт придумал решение проблемы: он пригласил снимать фотографа-женщину (ранние выпуски снимали только фотографы-мужчины). Ей стала Сара Мун.

Cъемку провели в особняке Ле Тиллель во Франции. Критики высоко оценили съемку и художественный взгляд Сары Мун, хотя общественность встретила выпуск прохладно.
В 90-х годах Pirelli стали обращаться к звездным фотографам и календари приобрели еще больший размах.

C 90-го по 2000-й для календарей снимали: Питер Линдберг, Херб Ритц, Ричард Аведон, Артур Элгорт, Клайв Арроусмит, Джон Кларидж, Брюс Вебер.

Моделей тоже стали приглашать очень звёздных: Летицию Касту, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл.
Pirelli 1994. Фотограф Херб Ритц.
Pirelli 1995. Фотограф Ричард Аведон.
Pirelli 1996. Фотограф Питер Линдберг.
Календарь стали издавать ежегодно, за исключением двух периодов:

  • С 1975 по 1983 год. Причиной стал нефтяной кризис.
  • В период пандемии короновируса.
Со временем календари менялись: если в первых выпусках на снимках была продукция Pirelli или отсылки к ней, то в современных календарях их уже нет. Также ранее позировали для календарей исключительно женщины, а сейчас на фотографиях также появляются мужчины.
Предложения о работе с Pirelli получают фотографы мирового уровня, модели – суперзвезды. А сам календарь выходит ограниченным тиражом (в разные года по разному, в среднем около 20 тысяч копий). Выход календарей сопровождается презентацией календарей Pirelli. В 2024 году вечеринка в честь издания прошла в лондонском Музее естественной истории.
Интересно, что Итан Джеймс Грин, фотограф Pirelli этого года, делает отсылку к самым первым календарям, снятым на пляже. Его серия "Refresh and Reveal" (Обновление и раскрытие) про сохранение классических для Pirelli образов, но с привнесением современного взгляда.
Pirelli 2024-2025. Фотограф: Итан Джеймс Грин. На фото корейская актриса Чон Хоён.
Кстати, Итан Джеймс Грин тоже снялся для собственного календаря.
События