Ежегодный выпуск календарей Pirelli – важное событие для визуальной индустрии. Как календари, выпускаемые компанией-производителем шин, приобрели такую значимость в фотографии разбираемся в статье.
История календарей началась с маркетингового отдела компании. Идея принадлежала Дереку Форсайту, специалисту по рекламе и связям с общественностью. Компании-конкуренты Pirelli уже выпускали свои версии календарей, рассчитанные на аудиторию водителей-дальнобойщиков. Они клеили календари с полуобнаженными моделями на шкафчики или в автомастерские.
Идея Форсайта заключалась в том, что нужно создать элитные версии календарей, сделать их искусством, которое привлекало бы другую аудиторию.
В 1963 году были проведены первые съемки для календаря. Фотографом стал Теренс Донован. Он снимал моделей на фоне авто с деталями Pirelli. Календарь тогда так и не был издан.
В 1964 году компания повторила попытку, пригласив в качестве фотографа Роберта Фримана (фотограф The Beatles). Первый выпуск был снят на пляже Майорки.
Идея Форсайта заключалась в том, что нужно создать элитные версии календарей, сделать их искусством, которое привлекало бы другую аудиторию.
В 1963 году были проведены первые съемки для календаря. Фотографом стал Теренс Донован. Он снимал моделей на фоне авто с деталями Pirelli. Календарь тогда так и не был издан.
В 1964 году компания повторила попытку, пригласив в качестве фотографа Роберта Фримана (фотограф The Beatles). Первый выпуск был снят на пляже Майорки.
Календарь 1964 получился удачным: организаторы попали в соответствующий тому времени типаж фото, сделали календарь сексуальным, но не пошлым. После этого компания стала ежегодно приглашать фотографов для съемок.
На протяжении всей своей работы в Pirelli Форсайт стремился использовать фотографов с «изюминкой».
Знаковым выпуском стало издание 1972 года. Pirelli обвиняли в излишней сексуализированности, поэтому Дерек Форсайт придумал решение проблемы: он пригласил снимать фотографа-женщину (ранние выпуски снимали только фотографы-мужчины). Ей стала Сара Мун.
Cъемку провели в особняке Ле Тиллель во Франции. Критики высоко оценили съемку и художественный взгляд Сары Мун, хотя общественность встретила выпуск прохладно.
Cъемку провели в особняке Ле Тиллель во Франции. Критики высоко оценили съемку и художественный взгляд Сары Мун, хотя общественность встретила выпуск прохладно.
В 90-х годах Pirelli стали обращаться к звездным фотографам и календари приобрели еще больший размах.
C 90-го по 2000-й для календарей снимали: Питер Линдберг, Херб Ритц, Ричард Аведон, Артур Элгорт, Клайв Арроусмит, Джон Кларидж, Брюс Вебер.
Моделей тоже стали приглашать очень звёздных: Летицию Касту, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл.
C 90-го по 2000-й для календарей снимали: Питер Линдберг, Херб Ритц, Ричард Аведон, Артур Элгорт, Клайв Арроусмит, Джон Кларидж, Брюс Вебер.
Моделей тоже стали приглашать очень звёздных: Летицию Касту, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл.
Календарь стали издавать ежегодно, за исключением двух периодов:
- С 1975 по 1983 год. Причиной стал нефтяной кризис.
- В период пандемии короновируса.
Со временем календари менялись: если в первых выпусках на снимках была продукция Pirelli или отсылки к ней, то в современных календарях их уже нет. Также ранее позировали для календарей исключительно женщины, а сейчас на фотографиях также появляются мужчины.
Предложения о работе с Pirelli получают фотографы мирового уровня, модели – суперзвезды. А сам календарь выходит ограниченным тиражом (в разные года по разному, в среднем около 20 тысяч копий). Выход календарей сопровождается презентацией календарей Pirelli. В 2024 году вечеринка в честь издания прошла в лондонском Музее естественной истории.
Интересно, что Итан Джеймс Грин, фотограф Pirelli этого года, делает отсылку к самым первым календарям, снятым на пляже. Его серия "Refresh and Reveal" (Обновление и раскрытие) про сохранение классических для Pirelli образов, но с привнесением современного взгляда.
Кстати, Итан Джеймс Грин тоже снялся для собственного календаря.